Пергамόн и Бергамы

Археологическая поэма

Оригинальная версия-интерпретация событий

                                                                                                                                                                               

To: Mr. (HSH) A.G. v. M.

I.    Введение

II.   Пергамский оазис

III.  Развитие и расцвет

IV.  Восстание гигантов

V.   Пантеон "Пергамон"

VI.  Упадок

VII. Заключение

 

 

Греция Don't worry please - Эллины стоиками были

Тема: Как распадаются и как собираются Союзы. Основа: религия, капитал (формы собственности) или мораль?

Турция становится светским, правовым, цивилизованным государством!

 

I. Введение

1. Громада холма предо мною стоит,

Бескрайним простором иль степью пленит,

Акрополь стеною и рвом окружён.

Два царских дворца и святилище в нём.

Оливки чернеют на самой горе,

И цитрусов рощи звенят в глубине.

 

2. Афине с поклоном несут все дары -

Алтарь славу вырвал из лап дикой тьмы.

Там театр игрою своей освежал,

А рынок товаром народ поражал...

Оазис культуры и жизни старик -

Пергам-град здесь цвёл посреди повилик.

 

3. А рядом - безбрежное море Эгея.

У ног его в мифы, легенды поверив,

Я вновь возвращаюсь к Элладе, эллинам,

Которых рапсоды воспели в былинах.

Звучит “Илиады” [1] чарующий метр -

О царстве Пергама глаголит Гомер.

 

4. Акрополь стоит на высоком холме,

В нём Зевс - управитель всё видится мне.

А с ним сыновья и царица Афина

Вкушают нелёгкой судьбы своей вина.

Герои они. Все - подобны богам.

Прославил навеки народ их Пергам.

 

II. Пергамский оазис

5. Долина реки, плодородный оаз(ис)

Дугой простирался и радовал глаз (он).

Росли виноград и масличны деревья,

Любое всходило в земле этой семя.

Леса и луга наполняли жизнь смыслом,

И каждый постичь мог здесь соль земных истин.

 

6. Пергам-град счисление вёл с Атталидов [1],

Развивших в акрополе вкусы Эвклидов [1].

В источниках значится грек Филетер [1],

Кто зорким умом превзойти всех сумел:

Он место обжитое вмиг оценил

И силы в него, и уменье вложил.

 

III. Развитие и расцвет

7. Здесь скот разводили - овец и коней,

Садили зерно и растили детей.

Пахали и сеяли, вазы писали,

Ковали железо, скульптуры ваяли,

Готовили пряжу и ткали холсты,

Чрез реку, родник возводили мосты.

 

8. На Каике строилась гавань и порт -

Торговлю с соседями вёл здесь народ.

От недругов стены, врата воздвигали,

С железом, камнями от них защищались.

Сам стиль экономики, знаний расцвет

Спасали от многих непрошенных бед.

 

9. Шедевры расцвета Пергам отличали

И мудростью жизни людей наделяли.

Театры, дворцы, академии, школы,

Больницы и книги для одарённых...

Для зрелищ устраивались здесь состязанья:

Бои, ипподромы, соревнованья...

 

10. Склады, погреба, мастерские и фермы -

Они экономику делали верной.

На фермах оливки росли. Урожаи

Снимались с деревьев и стойко держались.

А масло и уксус ценились везде:

В хозяйстве, для смазки, в храненье, еде.

 

11. Здесь в ямах бокситную глину месили,

На круге гончарном посуду лепили,

Потом обжигали, смолой покрывали,

На лаковых чашах про жизнь рисовали.

Продукты, товары хранились в амбарах

И всё получал здесь народ почти даром.

 

12. На складе хранили пшеницу, зерно,

Оливки и фрукты, руно и вино,

Керамику, мрамор, деревья и мясо.

На выделку кож принимались заказы.

Хранилась в сосудах вода с родника,

На случай, вдруг в граде случится беда.

 

13. Вода протекала по верху трубы -

И всех акведук так спасал от нужды.

А после и бани построены были -

И в них по воде и по камням ходили,

В бассейнах купались, лечили проказы,

Могли колдовать, привораживать глазом.

 

14. От пыли и гама имел каждый сад,

Где мог от дел важных душой отдыхать.

На Форуме - мыслей глубоких обмен -

Столпы колоннадой стояли, затем

Пергамское царство имело чтоб вес

Среди государств, их царей и невест.

 

15. На землях поместий ремёсел ростки

Работою славили всех бедняки.

Монетой и славой людей зазывали,

Известных актёров к себе приглашали,

Взимались налоги, вершились суды,

И деньги шли в пользу гражданской казны.

 

16. От шума в Пергаме сады разбивались -

В оазисах зелени мысли рождались.

Фонтаны, сады, в них - аллеи, скульптуры...

С умом люди жили, лепили с натуры.

А опыт бесценный ушедших времён

Познать каждый мог, став таким, как Платон.

 

17. Пергам строил школы, учил в них детей

Любить мир и знать, изъясняться верней,

Чтоб сами могли возводить префектуры

И править умело всем градом культуры.

Расцвет медицины, науки, искусства -

Правление мудрое - с мыслью и чувством.

 

18. Град строил дороги и кремль украшал,

Чтоб каждый увидел в нём свой идеал.

Лечебницы, храмы, фонтаны, аллеи

Заставили в счастье эллинов поверить

И строить дворцы, доверяться богам,

Спасавших людей от нужды и от драм.

 

19. Для них был построен театр-Коллизей -

Вместилище зрелищ и слёзы друзей.

Бойцов после бойнь воскрешали арабы.

Асклепиев дух перешёл к Эскулапу:

Больных помещали в закрытые склепы

И всем им внушали: “Здоровы!”, “Поэты!”

 

20. Лечебницу ту основал Архиас.

Лечили борцов и героев за раз.

Так, каждый сквозь келью глас слышал врача,

И боль уходила со страха, серча.

С недугом справлялся младой организм.

Врача почитали, но был он - артист.

 

21. Так славу Пергаму создал одеон

Всемирно известный Асклепий-ион.

Потом храмом правил Гален-чародей.

Созвал он со свету великих врачей.

Им госпиталь был для лечений открыт,

Где он улучшал всем здоровье и быт.

 

22. В хранилищах свитки, дощечки хранили,

Историй события в них заносили:

Кто царствовал, был кто, когда, кем влюблён,

Убит иль на царствие вновь водружён.

Хранилища - теки папирусных свитков

Собой уступали, пожалуй, Египту.

 

23. Пред знаньем эллинов народ преклонялся

В науках дерзал он, творил и скитался.

Эллины писали труды по искусствам.

И их изучали все в комнатах узких.

А в портиках парных - хранилища свитков,

С веками чтоб связь сохранить, мыслей нитку.

 

24. Папирус в Египте цари закупали,

А в Римские войны на коже писали.

Дощечки, баранов пергамские свитки

Сенсацией станут, как Джоконды улыбка.

Пергамент знавала и грешная Русь,

Князья где всё дрались за власть и за грусть.

 

25. Папируса свитки подвешены были.

Их бережно в тубусах бычьих хранили

И в амфорах их зарывали в песок,

Огонь чтоб пергамент мгновенно не сжёг.

А пепел вулканов хранил арсенал,

И ядра железные в нём сохранял.

 

26. Всех теки-дворцы постаментом встречали.

На них - братья-галлы, врагами что стали,

Как только попали они в Пантеон,

Где статуи им создавал Эпигон [1].

Их копии в мраморе в Риме хранятся -

Героями-галлами стали стесняться [=отрекаться?].

 

27. В клерухиях [1] воины жили с чужбины.

За счастьем они приходили в долину,

Пытаясь найти здесь работу иль службу -

Борьбу ли, бои иль ещё что похуже.

На войско своё опирались цари,

Чтоб град сей не стёрли с родимой Земли.

 

28. Пред храмами статуи гордо стояли,

Скульптуры богов их порталы венчали.

Торговлю в них славил Пергама народ

И дружбу с соседом крепил за живот.

Колонны фасады дворцов украшали,

Поставлены близко; их спутать - едва ли.

 

29. Дорический храм был Деметре (?) построен,

Как только все войны закончились в Трое.

И храм Посейдону - пирату морей -

Жилось чтоб спокойней. Ведь с миром верней.

Явленья природы знал каждый в Пергаме:

Путь к Космосу, звёздам, богам постигали.

 

30. Дары возносились тем Музам искусства,

Которые щедро дарили всем чувства.

Рождённой из пены был выстроен храм -

Богиню Любви знал весь древний Ислам.

Сейчас позабыли про всё и про всех -

Зверёнышем лютым стал "друг"-человек.

 

IV.  Восстание гигантов

31. Центральное место Пергам занимал,

Торговлю вёл споро, пути охранял.

Богатством пленили Пергама дворцы,

Повластвовать в них захотели юнцы:

Светили в ночи маяки всем Фаросса,

А также огни Гелиоса с Родосса...

 

32. А кто защищал их дворцы от погромов

Сынов злобных Геи с Ураном-ведомым?

Гиганты-борцы, что на рингах сражались,

Все в одночасье вдруг галлами стались.

Краса ТинДорины [1], раздутая в страсть

Была лишь призывом невольных: “Напасть!”

 

33. И вот Алисканда Фригидного пламя

Вскричало героям-галатам: “За нами!”

Судьба уготовила жизней исходы.

Свободный Пергам сам не сдался. Порода

Эллинов - героев, Эллады борцов

В легендах и мифах живёт до сих пор.

 

34. Как повествует Лукреций Тит Кар

Лишь подлостью взят был народ их-Икар:

Конь деревянный, тайком от троянцев,

Приведен в Пергам и сожжён Окаянцем,

Рожденным от греков с материков,

Что жили в плену у чужих небогов.

 

35. Внезапность могла быть причиною спорной.

Врагам не сдавался Пергам непокорный.

И Геры щитами боролись с врагом,

Сражались эллины, но пал Геройон.

...Афины Алтарь славу Зевсов хранит

В твореньях рапсодов, в барельефах тех битв.

 

V. Пантион "Пергамон"

36. Богатством Пергам захлестнул мир и властью.

Враги слева, справа горели от страсти

Чужое добро захватить, поделить,

Народ горделивый заставить служить.

И те геростраты [1] крушили, ломали -

Другие умы под себя подминали.

 

37. И с тем, чтобы град сохранить от набегов

Галатов ли, кельтов, 'поляков' иль 'чехов,'

Глашатаи звали в страну чужеземцев,

Героев-борцов, гладиаторов-рейнцев.

Всех их выставляли на ринг убивать

И силу свою в Коллизеях пытать.

 

38. Чтоб дух боевой укрепить у народа,

Приказано было в любую погоду

В картинах лепить барельефы всех битв,

Могли чтоб почувствовать жизни той ритм.

Так рос год за годом незримо алтарь,

А летопись войн скульптор вёл - пономарь.

 

39. Афины потомки - цари из Пергама -

Музеем искусств город сделали, храмом.

Привозы заморских картин и скульптур

Взрастили своих живописцев фигур.

Везлись из-за моря могучие плиты

Чистейшего мрамора, гнейса, гранита.

 

40. Храм высится гордо, дары принимая,

В честь славных событий, жрецов лишь меняя.

Его барельеф был заказан царём,

Вторым Эуменом в Пергам, в Пантеон.

И он воспевает нам Зевса, Афину,

Пергамское царство и смерти гордыню.

 

41. Из белого мрамора созданы лица,

И сразу в века переносят нас мысли,

Что будят уснувшую тягу к искусству,

И ищут в героях смысл жизни и чувства.

Реалии с вымыслом пищу давали,

Скульптуры художники в жизнь воплощали.

 

42. Лепились они Менекратом, Орестом.

Им всем Дионисий указывал место.

Пергамский был стиль иль классической школы -

Единство рельефов здесь было не ново.

Рельефы включают единую мысль:

Чтоб царство Пергама росло только ввысь. 

 

43. Портал неприступный, с колоннами, фризом

Простым, трёхполосчатым, с низким карнизом.

А выше с фестоном идёт архитрав,

Из мрамора розы венчают портал.

Колонны Ионии с рогом-волютой

Нам взгляды меняют - порой очень круто:

 

44. Уносят Афину они с пьедестала

И Нику-Победу вновь лепят безглавой.

Весь цоколь - высокий (!), с героями сцен,

Тех, что лепили творцы мизансцен, -

Идёт по периметру длинною лентой,

Поднявшись чуть выше от постамента.

 

45. Афина подняла Пергам на вершину -

И скульпторы ей посвятили картину:

Царица Афина гигантов карает

Щитом (!), (Ал)Кионея, врагов поражая.

А рядом стоит-убивается Гея,

В судьбу горемычную сына поверив.

 

46. Растрёпаны волосы матери грешной

Страданье и горе её безутешно:

Змея обвивает и душит гиганта,

А в грудь извергает свой яд для таланта.

Скорбит мать-Земля непутёвого сына,

Что за таланты попал на чужбину,

 

47. Руками пытается небо достать

И хочет спасти сыну душу и стать.

Торжественен взгляд и движенья Афины.

Царицу не трогают участи сына.

Богиней зовётся народом, творцом,

И к ней устремляется Ника с венцом.

 

Scheller-1803

48. Большой барельеф, где фигур свыше сотни,

Сраженья богов и гигантов возносит.

Глаголят скульптуры о битве миров:

Верхов и низов и своих-чужаков.

Герои Пергама все выше летают.

До них не достать. Недостойных карают.

 

49. Гиганты и боги огромных размеров,

Похожи на люд головою и телом:

Гиганты - с ногами от змей подколодных,

Рождённые ползать и гадам подобны.

Все боги, богини летают над ними

Разят недостойных, повинных в гордыне.

 

50. Здесь в центре сражается Зевс-бог упрямо

С тремя великанами, ждёт своей славы.

В фигуре его ощущается сила,

И мощью наполнена каждая жила,

В власах - вихрь, в гримасах - сплошной динамизм

Эмоций и чувств. Время падает вниз.

 

51. Руками своими он молнии мечет,

А после грохочет и злит своей речью.

С ногами змеи ждёт удар Порфирийон.

Хотел б уползти, но уж громом сражён.

И Зевс настигает змеиного чара [=чародея] -

Гиганты-враги побеждаются жаром.

 

52. Фигуры раскрашены и в позолоте.

Глубокий рельеф придал блеск всей работе.

Скульптуры богов динамизмом пленяют

Герои в хламидах и тогах летают,

Орлы машут грозно широким крылом,

А змеи ползут, в танце пляшут своём.

 

53. И ярость повсюду венчает событья -

Стремительный натиск богов и унынье

Гигантов, ползущих в отчаянье прочь.

Везде драматизм. Кто им в силах помочь?

Здесь каждая сцена жестокостью дышит

И души гигантов взывают услышать.

54. Афина хранила свой Храм-Пантеон,

Но жертвами войн он чернил небосклон.

И чтоб усмирить неспокойных соседей

На стенах его, в барельефах и медью

Другие лепились богини и боги

Прославили те что свой край и истоки.

 

55. На западе - боги от водной стихии,

А с юга - небесные боги светили.

Восток (!) прославлял здесь священный Олимп

Героями войн и победою игр.

А север (!) иные творцы охраняли,

Светили лишь ночью и звёздами звали.

 

56. Другою в то время полярность была.

Магнитность меняла воды, пояса.

Сейчас север с югом кружатся опять,

А запад с востоком за ними спешат.

И движутся вновь литосферные плиты

С собою уносят и храмы, и жертвы.

 

1. ТАК БЫЛО РАНЬШЕ

2. СЕЙЧАС. МЫ - В ПРОЦЕССЕ

3. ТАК БУДЕТ ЗАВТРА, или ЧТО ТАКОЕ СМЕНА ПОЛЯРНОСТИ: СТАДИЯ А. 

4. ТАК БУДЕТ ПОСЛЕЗАВТРА, или ЧТО ТАКОЕ СМЕНА ПОЛЯРНОСТИ:

СТАДИЯ В. ПОПУЛЯРНО. ДЛЯ СПОРТСМЕНОВ.

 

57. С Большим барельефом здесь Малый висит.

Он всем об аркадском герое гласит -

О мифе, Телефе. В нём почерк другой:

Благие все лица, здесь рай и покой.

Гармонией дышит Пергама пейзаж -

Культуру Эллады хранит вернисаж.

 

58. Но галлы-пираты настойчивы были,

И каждый год к Трое они приходили.

Владычество в море хотели добыть,

И Трою с Пергамом поработить.

Тройной форт осадой могли только взять,

Порушить, разграбить чтоб всё в нём опять.

 

59. И пушками галлов эллины встречали

“Наш Зевс-громовержец!” - владыке кричали.

И славу отец разделял с сыновьями,

Которые тоже все звались богами.

Пристать призывали, из пушек палили

И пошлину с каждой галеры делили.

 

60. Гераклы и Зевсы здесь били гигантов.

Писались с героев сраженья атлантов,

Которые Трою в веках охраняли,

От алчных соседей пролив заслоняли.

К Дворцу колоннады дорог приводили -

Эллины царей почитали, любили -

 

61. Героев-борцов за свободу народа,

Готовых работать до пятого пота,

Чтоб защитить достоянье культуры,

Оплоты всех царствий, системы в натуре,

Пути разыскать, что ведут в райски кущи,

Где в злате овечки живут в землях лучших.

 

62. О чём говорят барельефы всем нам?

Что поклонялись эллины богам -

Тем, кто врагов от страны отбивал

И Галльские войны с расцветом встречал

Своей многослойной эллинской культурой -

Керамикой, театрами и архитектурой.

 

63. Портал славы миру Карл Хуман открыл,

На нём барельефы народов эллин:

Богов и гигантов, царей и тиранов

С рельефами битв на земле окаянной.

Учёным Пергам стал назойливой страстью .

Богатством своим привлекал он и властью.

 

64. ...Под сенью Музеев проходят искусства,

Покой свой вселяя и с триумфом чувства.

Стоит Пантеон - поклоненье героям.

Пергамский алтарь, наряду с Парфеноном,

Свой град превознёс до семи чудес света.

С ним храм Артемиды вдыхал жизнь поэтам.

 

VI.  Упадок

65. А зависть соседей по царству и Рима

Весь род Атталидов вконец погубила.

Сам Рим, оценивший богатства Пергама,

Ускорил эллинов погибель и драму.

И с запада, с Понта грозились соседи

На город напасть и разрушить до трети.

 

66. И рост недовольных заставил царя

Пергам в руки Риму отдать, не таясь.

Восстание вольных, Свободой рождённых -

Геополитов [1] непокорённых

Возглавил Аттал [1] - атталид Аристоник [1].

Родосского Гелиоса джин-тоник [зажигающий] ?

 

67. Послал Рим восставшим навстречу войска,

Себя показать и схватить наглеца.

Задушен в тюрьме был тот юноша смелый,

Борец Аристон, воевав неумело.

Пергам стал же вотчиной грозного Рима,

Который Свободу хранил лишь незримо. 

 

68. Блестящее время расцвета Пергама

Потом уж прервала природная драма -

Трясенье земли у подножья холма

В руины повергло рельеф алтаря.

Вулкана морского забылись напасти -

Для царств, для людей всех померкло их счастье.

 

VII. Заключение

69. Что делали после? А строили храмы.

Земля Византийскою стала; и хамов -

Тех, что в неверье сбивали кресты

И ставили месяц с звездой от Луны.

Так храмы Эллады они 'очищали' -

В мечети их краской густой превращали.

 

70. Знавали Бергамы свои алтари -

Сейчас в них ни Зевсам заводят псалмы,

Ни к дружбе народов муллы призывают,

А пламя на страны другие кидают.

Помочь как вобрать разум честных эллинов

Чтобы от бед уберечь всех невинных?

 

71. "Стоит Пергамон - поклоненье героям..."

В Анапе, на взморье, нашли свою Трою.

Там Зевс в гроте жил и работал во славу

Горгон-амазонок, что не знали управы:

Младые сердца чьи, в плену непогоды,

Дела продвигали в долгах у природы.

 

72. Музей здесь открыт, он почти выживает.

О лучшем финале своём всё мечтает,

Считая лишь кольца на кратерах, в ручках

И думы гадает: привлечь кого круче.

 

...Колонны стремятся Ионии в небо

В Космический край, где давненько ты не был...

 

СС: Лукиан 1 (Французский проект)

Лукиан 2. Выбор за Парижем (Французский проект)

Die schoenste

Средь россыпей пляжей песчаных, илóвых

Лукиан 2. Выбор за Парижем - The LOUVRE said "NO".

 

[1] Глоссарий

      Алискандос Фригиец, или Парис - сын Приама и Гекубы; незаконорожденный.

      Алкионей - крылатый гигант, сражающийся с Афиной.

      Аристоник (Эвмен III) - из династий атталидов и гелиополидов; побочный сын Аттала II.

      Архиас - горожанин Пергама; согласно письменным источникам, считается основателем Пергамской больницы.

      Асклепий - древнегреческий врачеватель; Асклепий-ион - сын Асклепия; Асклепион - древнейшая Пергамская лечебница, основанная в 4в. до н.э.

      Аттал III (139—133 гг. до н. э.) - последний царь династии атталидов.  Обострившиеся социальные противоречия внутри Пергама, сложная международная обстановка, в частности создание враждебной Пергаму коалиции Вифинии, Галатии, Каппадокии и Понта, заставили господствующий класс Пергама и Аттала III передать Пергамское царство по завещанию Риму (133 г. до н. э.).

      Бергамы - современный турецкий посёлок; см. Пергам.

      Гален - Пергамский врач; славился непревзойдённым красноречием.

      Герострат - разрушитель.

      Гея - Земля, богиня Земли.

      Гиганты - сыновья Геи, богини Земли, которые восстали против богов Олимпа и в жестокой битве потерпели поражение. Дикое племя, населявшее Эпир и истреблённое Зевсом.

      Горгиппия (Синдики, Синдская гавань Одиссея) - античный греческий город на Черноморском побережье Кавказа, столица синдов; в 4в. до н.э. был включён в состав Боспорского царства; предполагается, что город назван по имени боспорского правителя Горгиппа; чеканились монеты; одна из находок - мраморная статуя правителя Неокла (2в. н.э.), изображённого в греческой одежде, но с местным украшением на шее - гривной и подвеской в виде головы быка; произв. греч. γοργός (gorgeous, англ.) - быстрый, стремительный.

      Горгоны - крылатые чудовища со змеями вместо волос.

      Деметра - дочь Крона и Геи, мать Персефоны; богиня плодородия и земледелия; склеп Деметры с её изображением датируется 1 в. н.э.

      Дионисий  - древнегреческий скульптор, принимал участие в создании Пергамона.

      Дорийский стиль (греч. Dorikos) - один из ранних стилей античного искусства. Его формирование связано с переселением народов в бассейне Эгейского моря в конце XIII - начале XII вв. до н. э. Название - от легендарного Дора, или Дороса, сына Эллина и нимфы Орсеиды, получившего, по преданию, от отца землю в Элладе после потопа (Дорида). Слово Doros связано с doron - дар, щедрость, но имеет иной корень, чем dory - ствол дерева, древко копья - см. Дорифор) В России - Красно(Екатерино)Дар.

      Елена Спартанская, царевна, дочь Зевса от Дорины [=тинДарин, =тинДарей, тин (греч.) - вин. пад. от женского местоимения она; многожёнство у ряда язычников] (см. дорический орден, дорическая культура); по другим источникам - дочь Леды, дочери царя Этолии Тестия (превратившейся в Лебедя), и Тиндарея; родная (по матери) сестра Елены - Клитемнеста - ж. Агамемнона - царя Микенн, столицы Ахайи (=Агайи, =Эгейи) , брата Менелая - мужа Елены. Младшие сводные братья-близнецы (?) Клитемнесты и Елены - диоскуры Кастор и Полидевк были детьми Леды (?) от Зевса (Полидевк) и Тиндарея (Кастор) (от Зевса и Дорины (Дориды)?). Тиндарей - воспитатель-усыновитель Елены - дочери Зевса Критского? Микенского? Гробницы?

      Зевс - Зевс Олимпийский, сын Крона и Реи, который свергнул своего отца и захватил власть; отец Елены и Афины.

      Икар - сын Дедала, афинского скульптора и мастера-изобретателя; погиб во время бегства с Крита.

      Илиада -эпическая поэма Гомера, песни которой посвящена героям Эллады и дают картину социального устройства и материальной культуры Древней Греции.

      Иония, Ионический ордер и Ионийский стиль формировался в VI-V вв. до н. э. в Ионийских колониях Малой Азии и в Аттике.

      Клерухии - особые поселения, в которых жили воины-наёмники.

      Лукреций Тит Кар, римский поэт-философ I в. до н. э. Дидактическая поэма "О природе вещей" - единственное полностью сохранившееся систематическое изложение материалистической философии древности, которое популяризирует учение Эпикура.

  Цитаты: 1) “Если б, к тому ж, у вещей ни материи не было вовсе

Ни пространства и места, в котором все происходит,

То никогда красотой Тиндариды раздутое пламя

Страсти любовной, в груди Александра Фригийца пылая,

Славных боев не зажгло бы на поприще брани свирепой

И никогда бы и конь деревянный тайком от троянцев

Ночью Пергама не сжег, извергнув греко-рожденных.”

   2) “...когда говорят об увозе Тиндаровой дщери” [Елена Прекрасная - 'Троянская пленница' - была похищена Парисом Алискандосом Фригийским в качестве заложницы и удерживалась также с целью получения выкупа. 10 лет осады Трои?! Из-за царицы Спарты? (Гомер)]

     Менекрат - древнегреческий скульптор, принимал участие в создании Пергамона.

      Ника, Никея - крылатая богиня Победы.

      Орест - древнегреческий скульптор, принимал участие в создании Пергамона.

      Пергам - столица Пергамского царства, которое в III—II вв. до н. э. играла решающую роль в системе эллинистических государств. Считается, что Пергамское царство было основано греком Филетером, сыном Аттала, в 283 г. до н. э., положившим начало династии Атталидов (283—129 гг. до н. э.). Благодаря дипломатической ловкости пергамские правители Аттал I (241—197 гг. до н. э.) и Эвмен II (197—160 гг. до н. э.) смогли расширить пределы своего царства и захватить большую часть внутренней Малой Азии. В начале II в. до н. э. Пергамское царство — одно из крупнейших по территории и богатых эллинистических государств, играющее первостепенную роль в судьбах эллинистического мира конца III— II вв. до н. э.

Пергамское землетрясение, согласно литературным источникам, датируется началом третьего столетия нашей эры. Сам Пергам - представляет многослойную эллинистическую культуру и что статуя одного из семи чудес света - Колосса Родосского - была разрушена землетрясением в 226 году до н. э.

      Пергамон, Пергамский Алтарь, Пергамский барельеф славы, посвящённый Афине и предназначенный для богослужений под открытым небом, был сооружён в 180-160 гг. до н.э. по заказу пергамского царя Эвмена II. Алтарь был воздвигнут в память о победе Пергамского царя Аттала I над вторгшимся в конце IIIв. до н.э. в пределы его государства племенем галатов. Его высота - 2,3м, длина - 120м. Музей-Пергамон, в котором экспонируется Пергамон и предметы эллинистической культуры, находится на острове музеев в г. Берлине, Германия.

     Платон (Plato) Аристокл (428/7-348/7 до н.э.) – древнегреческий учёный, философ, основатель Афинской Академии Наук, учение о Космосе, идеи создания космогонной модели Солнечной системы, основоположник философского идеализма.

     Порфирийон - предводитель врагов, змееногий исполин.

     Талант - денежная единица в Пергаме и в других эллинистических государствах.

     Телеф - аркадский герой, который почитался в Пергаме; см. миф о Телефе.

     Троя - Троадская крепость в Малой Азии (совр. Турции). [Уточнение датировок Троянской войны (ок. 1250 г. до н.э.). Дорический храм Деметры в Пергаме. Дорический храм Посейдона в Пестуме (ок. 540 г. до н. э.). Акрополи на о. Крит (!) - центре древнейшей греческой цивилизации, существовавшей задолго до Гомера - см. Критский Пергам, Критский Приамс, Критскую Аполлонию (ж. Аттала I Сотера) и другие.]

     Троянская война - война, которая велась 10 лет с целью захвата стратегически важной крепости-города в Троаде на пути через проливы из Средиземного моря в Чёрное. Согласно легендам и мифам, поводом для войны явилось похищение Елены Спартанской - дочери Зевса и супруги Менелая, оставшимся без царства, Парисом - сыном троянского царя Приама при помощи Афродиты.

     Уран - супруг Геи-земли, отец титанов и первый царь, свергнутый Кроносом; небо, бог неба.

    Филетер, Филетарий - из династии атталидов; согласно одним литературным источникам, основатель г. Пергама, согласно другим - захватил переданную правителем Фракии диадохом Лисимахом на хранение казну в 3 тысячи талантов.

     Хуман, Карл - немецкий инженер-практик, который был приглашён султаном для строительства в Турции дорог и мостов; в 1878г. открыл и раскопал Пергамский Алтарь, Пергам; считал Пергам Троей, описанной и упомянутой в эпических поэмах Гомера "Илиада", "Одиссей".

     Церера (=Керис) - богиня земледелия и плодородия в Риме, Деметра (богиня земледелия) и Артемида (богиня охоты) в Греции (храм Артемиды (=Аполлона) в Эфесе).

     Эвклид (Евклид) Мегарский (ок. III в. до н.э.) – геометр, создатель дедуктивной геометрии; из династий зевсов критских и атталидов.

     Эвмен (=Эумен) - из династий атталидов

     Эллада - государство в системе эллинистических государств III—II вв. до н. э. (например, Пергамское царство). В современном понимании - Греция.

     Эллины - народ, населяющий эллинистическое государство. Согласно легенде, воином племени был Эллин.

     Эскулап - римский врачеватель.

 

March, 10-15, 2007г., Almaty 

Tasiya Meierhold

 

CC: 25 марта 2007г. - 25-ая годовщина со Дня Освобождения Греции от османского ига

 

Hosted by uCoz