К 350-летию со Дня Рождения (1657-2007) Поэма (scroll down) Перекрою судьбу свою, Под вечных звуков переливы И жизнь людскую, что строптива... 33 музыкальных органичных гениальных (классических!) отрывка в 3-хактной опере! У коммунальных сетей? Или у телекоммуникационных? Содержание (в процессе) Глава I. Коломенское. Детские годы, Глава II. Молодая царевна, Глава III. Царь Алексий Михайлович, Глава IV. Старая и новая вера. Глава V. Уния. Униаты и казаки, Глава V. Василий Голицын. София и Василий, Глава VI. Фёдор Алексеевич. Глава VII. Переворот 1. Глава VII. Переворот 2. Глава VIII. Новодевичий монастырь. Глава VIII. Новодевичий монастырь. Стрелецкое восстание 1698г. Финал
Глава I. Коломенское. Детские годы (переделать, плюс терема) |
Как только первые лучи Великолепного светила С утра пространство бороздили, Царевна разом пробуждалась, Глаза глубоки открывала И предавалась разным планам: О вере, о добре и зле, Надеждам и людской молве.
Потом она, стремглав, вставала, К окну высокому бежала, Взглянуть на башенки церквей, На царский Кремль, простых людей, В дыму стоящие дома И на святые покрова, Что от росы все серебрились И под лучом златым искрились.
Вдали поля цвели речисто. В них щебетали птицы чисто. И радость счастья приливала. Царевна гордая не знала Досель как жизнь-то хороша. Повсюду зависть и тоска Двор царский с детства окружала И, словно сдоба, распускалась
В главах детей и детских играх Что в злобе, мести и интригах От Византийского двора. Но каждый день от них спеша Опять к воинственным походам, Плывя туда, где нет уж брода, Сражаясь там, где жизнь в согласье Крушить пытается их счастье.
...Что с детства помнилось Софии? Когда на мачту водрузили Полотнища и паруса, Чтобы Коломенский фрегат Мог бороздить просторы рек И подступы к Москве-реке, Чтоб защитить от басурманов Кремлей красоты, церкви, валы. . И вот челны, стремглав, бежали И за собою оставляли Флотилию из сухогрузов, На Астрахань плывущих, с грузом. Подспорьем был хорошим путь: Торговля крепла - связей суть. Могли по Каспию бы плавать, Чтоб строить с Персией им планы.
Ещё что помнит? Всё про злыдня, Что рушил всё и жёг. В обедень О нём тогда пришла к ним весть. "Донской казак, Степан*, как есть, Лютует, грабит, убивает И за собою оставляет Пожарища и пепелища." Зачем? Дышать, чтоб стало чище,
Когда б могли все убивать, Разить всё, жечь и полонять? Когда Разящего дружина Крушила, грабила, палила, Глаза в безверье закрывались И в муках совесть вся терзалась: Защиту, правду где найти - Кресты и церкви сожжены,
Алтарь разграблен, дьяк убит, Всё в буйстве, пьянстве - свинство, стыд. Защитник правый от народа? Чалма в главе, чтоб верховодить! В начале, вроде, месть была. За брата. После увела К разгулам, пьянству, кутежам И богохульству, мятежам
Ей колдуна собой являл, Что речью на людей влиял И вёл сам сотни казаков На стругах караван-судов. Поймали Разина-злодея, Казнили быстро лиходея. Но возродить как корабли, Слагали флот что всей Руси?
Ещё что? Никона**, раскол Церковный, что пришёл на двор. С ним осознанье старой веры, Обрядов ново-староверов. Аввакум проклят и сожжён И Никон подле погребён. В чём разница? Ужель в перстах? В молитвах? В пене на устах?
Иль в платьях нового покроя? Отсюда шли все беззаконья? А может дело в бородах? В ушах немытых и глазах? Страна погрязла в предрассудках, Их отменить решил, не в шутку, А твёрдой правящей рукой Владыка Никон верховой.
Что помнит? Шубы от отца. Для Никона, что роль истца Давно одел уж на себя, Всех утешителей кляня, Отвергнув Грозные "Стоглав"*** И длинны бороды для хвал. Но брадобреев было мало. София с этим не страдала.
|
Романс Софии "Ужели детские забавы" Ужели детские забавы Так от меня все далеки? Познать хотела бы я славы, Чтоб с ней себя мне посвятить
|
* Восстание Степана Разина (1667). ** Никон, патриарх, инициатор раскола церкви; в отличие от Аввакума, отстаивающего превосходство местного варианта православия, сложившегося в Северо-Восточной Руси в XIVв., проповедовал вселенское (греческое) православия, выступал против "узкого московского национализма" в религии. *** Стоглав" - свод правил, утверждённых в царствование Иоанна Грозного. Бритьё бород и ношение платьев нового покроя считалось беззаконным, достойным проклятия и отлучения от церкви.
"Правление царевны Софьи Алексеевны началось со всякою прилежностью и правосудием всем и ко удовольству народному, так что никогда такого мудрого правления в Российском государстве не было; и все государство пришло во время ее правления через семь лет в цвет великого богатства, также умножилась коммерция и всякие ремесла, и науки... И торжествовала тогда довольность народная". "Софья - первая из женщин проложившая дорогу к русскому трону, стала далеко не худшим руководителем России, поскольку была прекрасно образована и не лишена здравого смысла. Даже люди, ненавидевшие ее за изрядное интриганство, признавали в ней замечательный ум и разнообразные таланты. Кстати, именно Софья, задолго до появления на русском троне немки Екатерины II, стала первой в России женщиной-драматургом." |
Глава II. Молодая царевна Шестой ребёнок. В жизни первой Мечтала быть, но знала меру. Ко всем, кто рядом с нею жил, Кто в детстве помыкал, любил, Она теперь подход имела, Врала, играла или смело Шла на противником с забралом, Чуть приоткрыв его кинжалом.
Глубокие её глаза Как будто насквозь прожигали И знали то, что все не знали. Их откровенный магнетизм Пленял, пугал, бросал всех ниц И твёрдый взгляд из-под ресниц Был царским. Он повелевал И властью деву наделял.
От дуновенья ветерка Могла она вся измениться: То злобою на мир налиться, Унизить всех иль помирить И с добротою одарить. Весь стан её преображался, В румянец властный наряжался,
Точёный тонкий нос, уста... Царевны властная краса Прекрасна в утреннем наряде, На ней простое, с вкусом платье. Сама умна, честолюбива И в смелых замыслах есть сила. Как править и повелевать, Кому отпор мгновенно дать.
София время не теряла И в теремах всё предавалась Ученьям разным и наукам. Одни ей навевали скуку, Другие духом вдохновляли. Себя порой воображала Она с одной, другой дружиной,
Тех, что у речек, на равнинах Сражения ворам давали За власть боролись, стены брали. И возрождали города, Суды вершили в теремах, Благоустраивали кремли И раздавали властью земли, Забыв родню, свои года.
Раздумья о боярских кланах, Её частенько сна лишали. Как ими всеми управлять, Коль час придёт и будет власть Дарована и ей судьбой? Ведь трудно будет ей самой Свернуть в бараний рог устои, Бороться, вопреки застоев,
С патриархальной дремотой И с оголтелой чернотой, Грязь что на тьму всю жизнь меняет, Людей из разных стран пугая, Своей отсталостью и нравом Могла она помочь! Хоть малым! Ведь знает - время побеждать. Но на какую ставить масть?
И в ком искать опору смыслам Для правых дел и мыслей быстрых? Стрельцы? Войска? Дядья родные? Но захотят ль главы хмельные В поступках верность ей хранить? Иль победит мужицка прыть? Тому в истории примеры От самозванства и от веры.
Всё ж на кого ей опереться, Чтоб сбылись все мечты из детства, Чтоб не слетела голова? С чего начать должна она? Что день грядущий, час сулит И чем он жизнь ей осветит? Вопросов больше, чем ответов. И вот она уже с приветом
В величии вся входит в зал. А Полоцкий давно уж там, Её, сестёр и братьев ждёт, Давно он знает княжий род, Тот, Милославских, из Заславля, Потомков гордых Изяславля, Сына Владимира, Рогнед(т)ы, Что царской почестью согреты Все после смутных лихолетий.
Умом блистала и талантом, Историю по фолиантам Она прилежно изучала И лени с измальства не знала. Страной умела управлять И власть в руках своих держать И устраняла двоевластье. Знавала, что одной лишь властью
И сильным, твёрдым кулаком Могла внести в свой царский дом Правленье мудрости, просвет Через прожитых в бездейсте лет. Любила театр, драматургию, Писала, ставила? Всё сгинет Потом в Петровой лютой злобе, Создав потешных на свободе.
И как проверить, что читала, Что пела и о чём мечтала? Театр при дворе - её дела. Что в театре ставила она? Был театр греческий, Афинский? Иль боле близок был латинский, Подобно Пражскому иль Вене, Парижу с Расиным на сцене?
Старинные, часть посль Расстриги. Все в злате, серебре, каменьях, С собой несут веков знаменья И тянут тайной бытия, Смыслы философов храня И мудрость мира, что сияет Нетленным светом вечных знаний.
Любила хаживать в соборы - Успенья, Благой вести скорой. С златыми оба куполами. Прельщал собой девятиглавый, Благой вести, святой собор. Елене* был подарком он, Старшому сыну, Иоанну - Сыну Марии из Тверьславля** В честь свадьбы на младой Елене, Молдово-греческой царевне*.
Собор – подарок псковитяней. В его основе – восемь граней, Декоративны элементы, Что опоясали моментом Главы и луковинки башень, Чтоб выход царский был бы краше. В нём фрески на библейски темы, Философы стоят в простенках.
На склонах сводов, на пилястрах - Плутарх, Гомер, Вергилий. Властный Взор Аристотеля пленяет. С ним Фукидид землёю правит, Сбирая факты для историй Не на монашеских подворьях И не из сказок иноков, Вкус знавших груш и пирогов***,
А в книгах и библиотеках, Хранивших документы, вехи. Картины взгляды услаждали, Строптивый разум усмиряли, Расположившись в пять рядов. В Иконостас Вести вошёл Моленья мир, тот, деисусный****, С защитою святых из пустынь.
Писал их грек - Грек Феофан. А выше праздник был для дам: "Рожденье", "Сретенье", "Крещенье", "Благая весть", "Преображенье", И "Воскрешенье". От Рублёва. В "Иерусалим" войдя с обновой, Он показал на что горазд:
Нерукотворный, Ушакова*****, Чтобы не медлить, делать скоро. Хоры поддерживает истин Из сцен библейского потопа, Пожаров, извержений, рока. Все рисовал их Феодосий, Артель художников. Все просят
Дух Византии вспоминать, Тот, что без рук мог расписать Сын Дионисия. Из храма. Всех императоров создал он Земли родимой, Византии. А с ними росписи другие: Изображения князей, Столпов истории, друзей.
В агатах, в яшме в храме пол. София хочет взять престол, Освободить чтоб Византию, Константинополь и проливы Боспора царства, Дарданеллы, И править там рукой умелой, Чтоб жили мыслью о земле, Все в созиданье и добре.
* Дочь господаря молдавского Стефана IV, жена сына государя русского Иоанна III – Иоанна (1488). Вскоре после этой свадьбы в первый раз в Москву приехал послом от императора римского Фредерика III [46] знатный рыцарь Николай Поппель - сватать дочерей Иоанна III Елену или Феодосию за маркграфа баденского, племянника императора. Благовещенский собор был построен в 1484-1489гг.
**
Мария Борисовна,
княжна тверская - первая супруга великого
князя Иоанна III Васильевича. Умерла. Сын
Иоанн, умер в молодых летах. София
Палеолог, царевна греческая - вторая супруга
великого князя Иоанна III Васильевича. *** Фрески о «Подвигах монастырских затворников». Апостолов? **** Деисусный («деисус», греч. - моление).
***** Настенная роспись с изображением Спаса Нерукотворного выполнена известным русским живописцем XVII в. Симоном Ушаковым. Стенопись собора, выполнена в 1508 г. артелью художников, возглавляемой Феодосием - сыном прославленного Дионисия.
Глава . Царь Алексий Михайлович. Её отец - Алексий царь, Самодержавец, государь Страны великой, всей Руси, Что вширь и даль не огласить, Снискал в миру добро и славу. Страною правил он без малых Все двадцать с гаком долгих лет Прослыл Тишайшим. И без бед
Старался споры разрешить И царство всё обогатить Душой доверчивой и нежной. Любить и баловать умевший Жену, детей, свою семью, Бояр, вельмож и всю родню. За что страдал. Сам и с народом, Когда оказывался кто сбродом -
Корыстолюбцем, карьеристом И на руку совсем нечистым. Наставником Морозов был. Вот он-то всех и изводил: Он, тесть его и их друзья. Бороться кротостью? Нельзя. Когда взвинтили цены все: На соль, на мёд, на всей еде.
К царю кого тогда пускали? Всего не ведал - воровали И прикрывалися державой: Греби лопатой, коли мало. И притесняли бедный люд. Отсюда мятежи и бунт Среди благих московитян И новгородцев, псковитян*.
Женат он был на Милославской. Известный род, что княжил царски На Руси Белой в времена, Когда страна поделена Была на много разных княжеств - Хотелось править всем, быть важным. Детей тринадцать родила. С тринадцатой и умерла.
И звали все её Марией. Её, заступницу, хвалили. Четыре сына, семь царевен... Им подносили с деревенек - Народ радушным, добрым был, Хоть и дядьёв их не любил. Жил долго, счастливо с ней царь, Покуда с смертью не ушла
И увела троих детей, Чтобы прочувствовать сильней И оценить всю глубину Любви и горя широту. Царь не сломился, твёрже стал - Ведь день последний не настал. Он обращал на всё вниманье, Законы выпустил к изданью,
И отношенья расширял - Послов повсюду посылал, Чтобы торговлю развивать, Руси границы раздвигать. И возникали города. Весь пришлый люд спешил туда, Чтоб ремеслом всех удивить, Купить, продать иль что развить.
Кто солью торговал, металлом, Кто полотном, медвежьим салом, Железом с медью и пушниной, Мукою, хлебом или рыбой. С торговлей связи укреплялись, Посады, грады расширялись, Купец, мастеровой равнялся Ни кто на ком не наживался.
На храмы вешались кресты И возводились вновь валы, Чтоб укрепить все бастионы На землях старых, землях новых. Границы ширились в Сибири, Русь продвигая вглубь и шири. Нерчинск, Иркутск уже он строил, Печати ставя домостроев.
Касательно самих судов - Вершил права он для дворов: Перед дворцом сам ставил ящик И суд вершил. Что может слаще? Свои решения писал И просьбы в тот час утверждал. По справедливости и чести, Забыв про склоки и про мести.
В друзьях боялся ошибиться. И на кого бы положиться, Чтоб тяжесть царства разделить, Правленье с совестию слить? Кто благородней и добрее? Усердней не было Матвея, Беседой привечал, советом, Готов был на любые жертвы. ... ... Чем царь прославился? Делами. Сумел державу он возглавить, Россию меж собой сплотить, И Малу с Белой единить, Вернуть старинные владенья, Ну и народ весь с поселений Под гнётом панским что страдали И по Отчизне изнывали.
Флотилию царь основал, Построил верфи и причал**, Хотел, чтоб с берегов Оки Ходили в Каспий корабли, Выписывал он офицеров И мастеров морского дела, Велел им строить корабли И обучать мастеровых.
И вскоре первого "Орла" Ока на волны приняла, До Астрахани проводила И ... дело Бутлера*** забыла, Когда шальные банды Стеньки**** Спустили все царёвы деньги, Разбой с разгромами чиня И с самогонами блудя.
Ещё кого он знать не знал? Английский трон, что весь восстал, Творя ужасные дела, Когда с плеч Карла-короля Слетела кроткая глава. И Кромвеля он осудил, Словцом Европу пристыдил, Что уж спешила пресмыкаться И с 'лордами в перчатках' знаться*****.
Хворал вот только царь в летах, В носилках сиживал тогда, Когда не хаживали ноги По старой, греческой дороге, Когда поставил на другое, Сам с новым-старым миром споря. И спать ночами уж не мог. Потом вдруг взял и занемог. ...В безмолвном горе отпевали,
Себя слезами обливая,
И думали: кто об отце,
О царстве, славе и венце
И будет иль не будет бунт.
Что делать с младшими? Растут. С Натальи как поладить кланом, Чтоб не случилось новой драмы?
* Бунт московитян, новгородцев, псковитян, поднятый против притеснений, злоупотреблений властью и увеличений податей царским опекуном и родственником Морозовым и его тестем Милославским. ** Первая верфь была построена в селе Дедилове, на берегах реки Оки, недалеко от московского города Коломны. *** Первым русским капитаном стал голландец Бутлер, спустивший на воды первый российский корабль фрегат "Орёл". **** Восстание Степана Разина (1667). ***** Свержение монархии. Обезглавливание Карла I. Приход к власти кровавого Кромвеля. При появлении послов английского протектора царь Алексий Михайлович приказал объявить своё повеление: «…когда они своему королю осмелились голову отсечь, чего нигде на свете не слыхано, то царь русский никакого сообщения с ними иметь не хочет».
Глава . Старая и новая вера За трёх молиться иль за двух? Каков отца и сына дух? Борьба, соперничье за власть И за умы. Главы ль всем класть За дух церковный? С ним ведь смута. Йерусалимский пастырь круто Нарышкиных всех повязал. С Иоакимом ведь скандал Ещё при Фёдоре-то вышел.
И что теперь? Кто счас всех выше? Царь, патриарх, митрополит? Ведь Библия о том молчит. И Византия вся под гнётом. Исламской верой там с охотой Порабощается народ. Что предпринять, чтоб пал ниц поп, На царство мазать что не хочет И гибель только ей пророчит.
А исчисление чьё взять, Чтоб с ним Успенья прославлять? Лета свои легко считала И Богоматерь. С ним снискала Любовь, почтение толпы. И ей ли пропускать посты, Коль в благочестии познала Народ, себя, дедов столпы?
София в храм идёт Успенский, Что возведён был как вселенский Собор далёкой Флорентии, На царство, трон где возводили, Короновали и венчали, Крестили где и отпевали, Законы оглашали, пакты, Начало войн и мирны акты.
Над входом храма ангелин, Защитник Ангел Михаил, Святые выше - в арках храма. Над ними богоматерь-лама С младенцем, сыном всё стоит. Софии дух давно царит В соборе, над иконостасом, В чьих ярусах плывёт он с басом
Митрополитов, патриархов В иконах, фресках, нефах, арках. Пред ней икона Филарета, Законного царя, наветом Низвергнутого с тронов власти, Перевернул что в одночасье Права Руси на Византию - Константинополь, Италию.
Храм возведён был как Флорентский Собор вселенский и Успенский**. С ним схожа Пизы Кампанилла, Борецкой гласом что звонила О новых градах и свободе, О вече, унии, о роде Посадников, простых купцов, Боярах знатных и стрельцов...
Из храма шла чрез галерею И попадала прямо терем.
*1552.
Коломна. Основание Брусенского монастыря:
строительство каменной церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы в честь
взятия Казани - "лето 7060 прославлена бысть сия церковь Успения
Пресвятые Богородицы при благоверном царе великом князе Иване
IV Васильевиче и епископе Коломенском Феодосии".
Успенский храм конца Успенский собор Московского Кремля, начиная с XVв. на протяжении четырех веков, оставался главным храмом Руси, в нем венчали на царство престолонаследников, оглашали государственные акты, на церковных соборах избирались митрополиты и патриархи, совершали другие торжественные церемонии. Собор служил усыпальницей московских
патриархов и митрополитов. ** Успенский Собор возведен в 1475-1479 гг. приглашенным Иваном III итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти по образцу Успенского собора XII в. в старинном русском г. Владимире.
Глава . Уния. Униаты и казаки* Как с Украиной поступать? Опять пред ней лютует рать Из Ярославовых потомков, Всех просвящённых иным толком. Братья они все ей, Софии. Владимирово племя стынет И бьёт копытом сгоряча. Ну как на них всех не серчать?!
Здесь Уния* одна повинна. Земля была вся триединой И скреплена отцом союзом - Великим, Малым, Белым пузом*. Теперь пошли все разговоры, Забыв Мстислава** славу скоро, Поставив Унию на карту, Чтоб с ней полезть в чужую Спарту.
А тут и полчища османов, Теснящих греков в поле бранном. Как сохранить свою всем веру И выжить прежним староверам? Объединиться им? С латынью? Чтоб сохранить свои святыни? Скрепил союз сей Палеолог. Да видно был союз тот скорый:*
Признали в Польше лишь его, Чтобы вертеть, случись чего. А после начались гоненья - От турок, Польши притесненья. Хотели раздраконить землю, Посеяв смуты и сомненья, Биясь за веру римских пап И обижая всех подряд.
Казаки первыми взроптали И жить в свободе пожелали, Уйдя в низовия Днепра, Чтоб вера греческа цвела. И стали жить меж Днепром, Бугом И за порогами, не цугом****, В свободе, мыслях о войне И православной стороне.
Потом их стали ублажать, К себе на службу призывать, То Сигизмунд, Стефан Баторий***** Их заставляли с честью спорить, Кривить душою, воевать, На братьев кровных нападать, Спеша на окрик атамана, Звук слыша лишь червонцев странный.
Роман Рожинский с Гришкой званным, Пётр Сагайдашный с Владиславом Ходили осаждать Москву, Опустошал и Сигизмунд, Что третим был тогда по счёту И заставлял и за живот свой Латинску веру принимать, Священников саны менять.
Освободил кто Малу землю От власти польской, иноземной? Богдан Хмельницкий - атаман, Казацкий гетман, этот сан Послов позволил в Русь направить И присягнуть ей в вере старой, Защиту дать от Казимира***** И хана крымского, эмира.
Помог с войсками царь Алексий Свободу дать дитям от бестий И оттеснили те славян - Полян в долины униан. Тут шведы разом ополчились И землям с севера грозились. Миры Алексий стал ключить, Чтоб в мире и достатке жить.
В крови народной были бунты. И натерпевшись от войн-унтов, Казна царёва оскудела. Велика невидаль! За дело Взялися первые бояре - Сребро на медь всё поменяли И обесценили монету. Удорожание приметив,
Народ решил тут бунт поднять, Чтобы бояр всех наказать. К царю челом уже не били, А прям в дворце и осадили. Молчать никто уже не стал. Алексий грош враз обменял, И отменил он медь и бунт, Хоть счёт казны и не был худ.
* Уния, от слова «union», соединение вер - греческой и латинской, а тех людей, которые согласились принять его, - униатами. Была принята на 8-м Вселенским собором во Флоренции (1439г.), его папой Евгением IV, на который приглашен был император греческий Иоанн Палеолог VIII. Однако это единение в Польше и Литве было принято к 1595 г. (не раньше чем через 150 лет после Флорентийского собора, где с того времени явились две церкви - униатская, или соединенная, и благочестивая, или несоединенная). ** ВеликоРоссия, МалоРоссия и БелоРуссия. *** Изяслав от Рогнеды и Ярослав Мудрый от гречанки, вдовы Ярополка, - братья и сыны великого князя Владимира I Святославича. Их младший брат - Мстислав Тмутараканский от греческой царевны Анны - отвоевал земли всего левобережного Днепра и стал Мстиславом Черниговским. Земли по правую сторону Днепра стали принадлежать Ярославу Мудрому. Старший их брат, Изяслав от Рогнеды (и его дети), владел Полоцкою областью (порядок престолонаследия в то время был по старшинству - от старшего брата к младшему. За старшим сыном великого князя Ярослава I Владимировича - Владимиром следует Изяслав). **** ЗаПорожские казаки были холостыми и наиболее отчаянными. Кривичи - белоруссы, населявшие в те времена земли Витебской и Могилевской губерний, которые в начале XIV века были завоёваны литовским князем Гедимином. ***** Сигизмунд II, Стефан Баторий, его сын - Сигизмунд III - отец Владислава, Казимир - польские короли, католики, униаты.
Глава . Василий Голицын Василий Галицкий, Ростовский, И Византийский, Новгородский, Собою строен и удал. Он с кровью гордость всю впитал За род свой княжеский, страну, Тянулся он всегда к тому, С кем интересно было спорить, Дела вершить, хоть в чистом поле.
Владел Василий языками, Латынью, польским со святцами, И книгу страстно он любил. Библиофилом с ней прослыл. Найти в его библиотеке Могли бы всё. Не от утехи Коран он, Библию держал, От знанья рукописей стал
Он образован и умён. И знал, зачем он был рождён. Был с Западом лицом к лицу. Дом содержал по образцу - Висели на стенах картины, Портреты властных, но терпимых Великокняжеских царей И иностранных королей.
И комнаты - все в зеркалах. Узнали б много о мирах, Что в отражениях блистали От куполов, в кои вписали Планеты, звёздные системы. И иезуитовы проблемы Все уходили вглубь веков. Василий с ними был знаком.
Сторонник западных реформ, Далёк от старых был проформ, От ретроградства и бород. В Семибоярщине оплот Василий видывал рутине. И не боялся от чужбины Всё лучшее принять, привить, Пути в Европу проложить.
Софии он по нраву был. Любила или был ей мил? Его охотно привечала. Она его же с детства знала И слушала его рассказы, И речи мудрые, и сказы. Улыбкой взгляд его встречала, Свои с ним планы обсуждала,
И поняла, что влюблена Раскрыв ему себя сполна: - Василий! Свет очей ты мой! Хотела б проводить с тобой Я дни и ночи, и рассвет. Скажи, со мной ли ты, мой свет?! Василий тотчас отвечал: - Другой такой я не встречал.
Бывал я в городах и странах. Признаюсь, видывал немало. Но ты мне сердце покорила, Всего любовью окрылила, Надежду мне вселила, веру, Что изменить мы сможем смело Людей и целую страну. С тобой я, свет, и посему
Ты сказывай, смелей, что делать, Задачи чтоб решить умело И время праздно не терять. София молвит: - Благодать Да снизойдёт на право дело. Любовь за нами. С нею вера. Сейчас мы мыслить будем шире. И мысли, речи все благие
Мы станем к делу примерять, Страною славной управлять И с прилежанием, не с мукой. Судам я стану всем порукой, Чтоб к удовольствию народа Не ощутил он больше гнёта. А ты мне станешь помогать, Страны богатства умножать,
Коммерцию, ремёсла править, Науки развивать и ладить С послами и торговым людом. И так, чтобы не стала пудом Народу новая война, Чтоб не пожгли все терема Поляки, турки и манжуры Иль печенеги с прочим гуром. (в процессе?) ... ... (в процессе?) Ничто меня не вдохновляет...* Грант, деньги на транспорт, питание, 24-часовой Интернет, вернуть ноутбук Power Station...
17-18 июля 2007г., г. Алматы Тасия Мейерхольд
Сын Алексеич, Фёдор старший Сын Алексеич, преклонённый, Стоит средь храма, упоённый Своим вхождением во власть
Его крестом благословляет Архимандрит и осеняет. Сам подаёт венец и бармы - От Мономаха утварь, кармы. Хор многолетие поёт И славит царственный оплот. Двор с поздравленьями подходит, Стоят Нарышкины на входе,
Идут все вместе в храм другой, Где осыпали всех деньгой, Сребром и золотой монетой В знак процветанья, царства, летий. Пир был горой устроен всем, Вино текло, досталось всем.
Вот год, другой за ним проходит,
Тревогой разум царский полнит. Сын Алексеич, Фёдор старший, Сидит и вновь главою машет: - Что происходит? Я не знаю. Тоска меня, печаль съедает: Жена умерла, с ней сынок, Теперь и я вот занемог. С наследником б определиться. Иль снова самому жениться?
Меньшие братья подрастают И про престол они уж знают. Иван-царевич - добрый малый. Захочет править ли державой? Сам слаб здоровьем, телом вышел, Одним хотением не впишешь Наследника-то в завещанье - Вокруг одних, вторых желанья.
Иль брат его единоутробный Пусть правит землями, народом? А что? Крепыш, смышлён собой. Достоин управлять страной? Вписать Петра сейчас мне имя? А коль отравят, душу вынут? Нет, подожду, спешить не буду. Жениться мне? Предаться блуду?
Брат не оставил завещанья И умер вопреки желаньям Всей Милошславичей родни. И вот, в преддверье кутерьмы, София скорбно восседала И думы разные гадала Про Русь, соседей, бытиё. На что поставить? На жнивьё?
...И снова в горе шли за гробом, Слезами обливаясь с роком,
И думали все о своём: О брате кто, кто об отце, О царстве или о венце
И будет иль не будет бунт.
Что делать с младшими? Уж ждут,
Они про всё теперь уж знают,
Друг к другу ненависть питая.
Двор весь давно уж разделился, Любовью, злобой всяк налился. И каждый был в нём враг и друг, Деля и радость, и испуг. Любовь… Какая в ней отрада В монастыре и без услады? Способна что в нём оценить? Чтобы любимым быть, любить?
...Собор Успенский загорелся.
К добру ль, ко злу? В парах зарделся,
Митрополитский дух почуяв,
Горят иконы, что о Нойе
Писались в Сергиевой Лавре
Другой правитель нужен, царьин, Кирилловский, его царице, Желавшей властвовать и птицей
Купаться в власти, управлять, Петра на разум наставлять. Что победит: любовь, интриги, Венец ли, зависть от Расстриги? И долго властвовать ли будут? Живуча память, помнит смуту Бунты народные и казни, Восстания и самовластье.
Как на крыло встать и взлететь? Ужель в монастыре корпеть И в серых летьях прозябать ей? Поставит всё она на карту, Чтобы себя сперва спасти, С Петром главы ей не снести, И о других потом подумать - О клане Милославских, думных.
Вот он ромашки той цветок И каждому помочь он смог, Когда завистников столь много И в сплетнях устлана дорога. Другого боле не дано: Лишь снять с себя цепей ярмо. Взлететь и с чувством воспарить, Чтоб править и любимой быть.
Глава. Переворот 1 - Что про Ивана-то глаголить? Нарышкины опять все в сборе. Уж отстранить хотят Ивана, Чтоб править кланом из болванов И захватил один всю власть. Голицына ко мне позвать! По праву нам на царстве править! Найди б на них на всех управу!
Умом София понимает, Что ждёт её, коли другая Счас будет партия всем править. «Остричь», «сослать» - труда не станет. Иоаким – хитёр, как чёрт. Избавить б от таких приход. Но как? Назначен патриархом. А где найти ей Антиарха,
Чтоб обуздать, поставить вровень? Кричит он всем, что трон достоин Занять один царевич Пётр. Ему и верит весь народ, Что глас его идёт от бога. Оттуда всем им и подмога. Забрали скипетр и корону. А как без них пробиться к трону?
Какой найти для всех их выход? Стать регентшей, покамест лихо Всех Милославских не скосило Да не отправило на мыло. И братьев меньших опекать, Им заменить отца и мать. Как уважать их всех заставить? Где войско царское? Представить!
Умна, властна, честолюбива, Образованием, на диво, Могла любого ослепить, Она знавала языки Отмечена была талантом, Стихи писала, чтила Данте И говорила, увлекая, Гипнотизируя и зная,
Как вся собою хороша. И твёрдостью своей взяла. Поверили родные, войско, Что сможет справиться, по-свойски, С Нарышкиными, Иоахимом. Здесь нужно тонко и на диво Всё просчитать и взять поправки, Не стала совесть чтобы маркой.
Её обидели! Семью! Как власть вернуть и поутру? Она одна её достойна Во всей Московии застольной. Добро царевна не забудет, Всех наградит и не осудит. Так говорила всем стрельцам, Крутила их судьбой с крыльца.
Всё зло - с лица долою снимет.
Глава . Переворот 2 Не первый год уж на исходе. София знает: Пётр на взводе, Готов ослушаться сестру, Сбирает кляузы к двору О ней, её семье, любимце И прочих разных проходимцах. Всё с словом быстрым распускает И недовольным потакает
И замышляет, не спроста, Лишить сестру свою венца. Сокрылся в Лавре монастырской, Где в благочестьи дух хранился Святого Сергия-отца, Молился богу что в лесах И подле града Радонежа, Живя пустынником и теша
Слух Николая Чудотворца, Людей врачующих на донцах: Иконы прежде не водились, Водой болезни все лечились - Чистейшая была в лесах, В кислотно-хвойных покровах, Что от пожаров все смолились. На церковь, на него молились.
Глава. Галицын и Посольский Посад Любимец Софии, Галицын, Стал на руку не слишком чистый, Прижил он быстро с ней детей, Чтоб закрепить престол верней, Женился б на Петра сестрице, Чтоб править из Москвы-столицы Дух чуждый людям прививать И суть народную менять.
А что ещё в вину вменялось? Что с властолюбием решались Дела о мире и войне. В широкой западной душе Не тысячи рублей вмещались, А то, о чём пеклись и знались: Казна и мзда, места под солнцем, И празднества не в 100 червонцев,
И роскошь, блеск и мишура. Любил он, может, те цвета, И собирал деньгу к деньге. Был нумизматом в чьей беде? Сейчас назад он не спешил - Виной тому был Крымский мир. Остановил всё наступленье За два бочонка злата денег,
Обрадовав татар, поляков И гетманов-мазеп трёхклятых. Подкуплен был сестры кумир, А с ним и греческую веру, Была что Никоном-премьером Отдалена от староверов, Клонилась что не к Византии, К латинской вере и святыням,
Владимира и всю родню. Иконам чьим все поклонялись? Ведь в Византии все писались, Дарились с жёнами князьям И с книгами пономарям. Чья грамота? Чей алфавит? И буквы чьи близ лик святых?
Обряды новой, старой веры, Крещенья, смерти, свадьбы серы И поклонения богам, Всем проповедникам, Иссам, Пророкам и мессионерам, Что обретали с славой веру, Всё стало под большим вопросом, Решить который сложно Россам.
Никто меня не вдохновляет. И музыку мне не вплетает В слова и ритмы горемычны. Быть может, с властью заграничной Смогу я душу отвести И за собою повести На добрые дела и вехи, Что за пределами потехи, Не первый год уж ждут меня, Надеждой с верою томя..
16 июля 2007г., г. Алматы 19 июля 2007г., г. Алматы 21 июля 2007г., г. Алматы 27 июля 2007г., г. Алматы 29 июля 2007г., г. Алматы Тасия Мейерхольд
* We need 3 months,
2 weeks and 1 day for the classical Opera К 350-летию со Дня Рождения (1657-2007)
Сегодня 29 июля 2007г., 5.01
Сегодня 29 июля 2007г., 5.01 К 350-летию со Дня Рождения (1657-2007)
Электросчётчик (=электроэнергию) незаконно отключили 30 июля 2007г. подключили 2 августа 2007г. (scroll down)
Правление Софии (в процессе) Дела продолжила в ученьи. Создала в целях просвещенья Сначала школы, академью, Назвав Иконо-Заиконоспасским зреньем, Московским долгим, самовластным К открытьям мира безучастной. В ней изучали языки, Читали и писать могли.
Переворот Как доле править ей? Ведь Пётр Плохое мыслит и не ждёт. ... ... Ивану пишет Пётр письмо: "Давно ведь возраст наш пришёл. Пора самим уже нам править, Не дозволять сестре державить Иван! Ты старший и единый брат! С тобою царствовать я рад И буду почитать всегда! Продолжим царствие отца!"
Иван ему не прекословил, Отдав бразды все в божью волю. "Отправить Софью в монастырь! Чтоб сбил с сестры всю спесь и пыл!" Отписывал теперь всем Пётр: "Я - государь! Пусть там поймёт, Лишать как царства ей меня. Нарышкины - моя семья!"
Сестра упрямилась, ждала. Ведь поневоле же она Должна счас ехать в монастырь. Что делать в нём? Там жизнь - пустырь. Она письмо и деньги шлёт Голицыну. Авось спасёт, Найдёт для них обоих путь, Чтоб всё на место возвернуть.
Эх, Шакловитого уж нет - Лишили голову в обед. Кого призвать ей под знамёна, Чтобы пробиться снова к трону?
Новодевичий Монастырь |
|
отбытие в монастырь, описание и т.д.
... Тоскливо в келии. Не спит. И меж собой уж говорит. В разлуке месяцы проходят. Давно София вся на взводе. Ничто о милом не слыхать. Здоров ли он? И как родня? Что сталося с её дитями? Живы ль деЛицыны? И сами
Готовы ль свой продолжить путь? Как их от Стрельни отвернуть? Неужто больше не увидет, Их звонкий голос не услышит? Узнают от отца про мать, Презрел что с нею ипостась? Или в неведеньи продолжат И род Голицыных умножат?
Софию мысли всё терзают, И ум её не поспевает С любовью хоть одну догнать И вновь в волненьи обуздать. Что ей надеяться напрасно, Прислушиваясь ежечасно К шумам здесь, в кельи находясь. Спасти кто смог её, восстать?
Смириться? Не в её личине. На всё на это есть причины. Вся правота за ней. И власть. Их ветвь должна царить. И в масть Страною управлять и славить, Дела отцовские державить. И не сорить казной без права. На то на всех найдёт управу.
За что оклеветали брата, Прозвали немощным сатрапы? Иван-царевич должен править! О чём Нарышкины гутарят?! О греческом происхожденьи И византийском положеньи? В смиренье жизнь проводит брат. Не отравили бы за взгляд.
Лицо вновь полнится усмешкой. София знает, что лишь пешкой Способен быть на троне брат. Врагу и другу - всем он рад Здесь властная нужна, её, рука С удачей, хваткой смельчака. София снова вспоминает И в думах время коротает.
Что сделано ей? Ведь немало. Державой правило исправно. Раскол, волненья прекратила: Одних сослала и обрила, Другим монастыри дала И по приходам развела. Мир заключила, вечный, с Польшей. Чтоб все смогли умыться больше
В 1683 стал инициатором отказа России от предложения венского посольства о заключении имперско-русского союзного договора без участия Польши.
Черниговской, с Днепра водицы. Помог ей в этом и Голицын, Границы укрепить с Посольством. При ней отправилось Посольство В Париж, чтоб связь установить С ним всё, что было воскресить, Напомнить франкам и про книги, Что Анной Ярославной были
Привезены на мужний двор. Еванг(е)лие там до сих пор. По нём на царство всех венчали, По нём Филиппа освящали. София школы открывала, И академию, и знала, Что просвещенья век придёт, И что звезда её взойдёт,
В другую сила превратится, Вновь в мантию оборотится Из горностаевых хвостов И будет править средь ветров, У всех прощение проща За то, что жизни не спасла Одним, вторым, четвёртым, пятым, Поставив всех их вровень с плахой.
|
... ... ... Романс Софии Как больно, милый мой, как странно. Найду ли чувств златую нить, Тех, что в волненьи беспрестанном Заставить могут снова жить.
В разлуке дни мои проходят, Сливаясь с сумерком ночи, Уснуло всё. Лишь память помнит Твои застывшие черты.
|
Новодевичий монастырь. Стрелецкое восстание 1698г. Финал* Года проходят в заточеньи. Не обретя успокоенье Для пламенной своей души, В бездействии проводит дни София, русская царевна. И дум высокое стремленье Не отличить уж от обличья, Когда в монастыре Девичем
В монахини пострижена. Отрезана её коса Петром, кровавым брадобреем. Что предпринять? Неужто зверем Сидеть здесь до скончанья лет? Кому давался ей обет? Какому чёрту-окаяну? И почему сюда, Сусанной,
Её насильно заточили? И где её стрельцы? Забыли, Как участь их всегда решала, От гнёта тяжкого спасала?.. ...Вот кто-то в келью к ней стучится. Не знает Софья, что за птица Письмо тихонечко даёт И от неё ответа ждёт.
Письмо от вольных от стрельцов - Тех, что могли огнём кольцо Любое быстро разорвать, И для кого была, как мать, Она добра и справедлива. Неужто стала им постылой Царёва служба в крепостях?
А не хотели ведь венчать, Крестить её в соборном храме, В том, с золотыми куполами... Что пишут же сейчас? Откель? С Великих Лук? Из крепостей? Что тяжел гнёт от лиходеев? Дуреют в крепостях злодеи И издеваются, как могут. Пришли стрельцы к ней за подмогой.
Их возвращают не в Москву. Боится Пётр их ко двору, В слободы, к семьям возвращать. Не от побоев ж помирать! Ещё? Что гроши не дают, Лютуют головы, всех бьют Кнутами, ненависть растя. Немудрено. Как не восстать?!
И все в походах голодуют. Не кормят их, а лишь воруют, Всех лошадей попропивали, Теперь стрельцов позапрягали Взаместо них тащить орудья, Тяжёлы пушки, ядра в студни. Нашли рабов среди стрельцов. Уж лучше не сносить голов.
Стрельцы же были выборными - Московскими, городовыми. Московские царя хранили И в караулы выходили, Участвовали и в войне, С городовыми, по весне. Городовые - в гарнизонах Служили службу. От полона
Страны границы охраняли. И в укреплениях всё ждали, Когда на них кто нападёт. И защищались, кто как мог. Теперь же Пётр войска смешал, Чтоб вольный дух стрельцов роптал, И самосудам не претил. В бесправии народ завыл -
Совсем началье обнаглело. Хотят стрельцы заняться делом: Ремёсла развивать в слободах, Платить земельным воеводам, Пахать и строить, рожь косить. России пользу приносить. Что ж пропадать зря на чужбине, Томяся в крепостях постылых?!
София вновь к окну подходит И сквозь стекло на мир всё смотрит. "Сидеть заточенной всю жизнь? Кому сдалась такая жизнь, Когда права все у неё! По старшинству здесь всё её! Трон захватил младой Нарышкин. И что? Сидеть здесь в келье, мышкой?
Неужто худо власть вершила?! Восстановлю опять, как было. Ошибки крымские исправлю И власть в войсках своих поправлю. Что ж не рискнуть? Пётр - за границей. В Москву вернётся и Голицын. Не слышно от него вестей. Забыл иль думает об ней?
София быстро отвечает: "Согласна". С ходу сочиняя, Как им восстание поднять, И власть в Москве всю поменять. Их Софья матушка-царица Вернётся на престол. И птицей Взметнётся над землёй своей. И сразу станет всем вольней.
"Не для того вы нанимались, Чтобы над вами насмехались, Кнутами били и клеймили! Вы - вольные стрельцы! Забыли, Как почитал отец и я?! Другие думы у Петра: Как от казны всех отлучить, И ваши семьи уморить."
Гонец с письмом её отходит. София ждёт и не находит Покой и в келье своей место. Могла она, хоть и невестой, Взойти на царский трон Руси. Да всё тянула. Монастырь - Вот плата за её деянья. Теперь сидит без пропитанья,
Здесь, в тесной келье, в темноте. Да кабы знала бы, как те Поступят с братом-Иоанном, Прогонят с царства, и обманом. Сама бы стала управлять, Суды вершить и расширять Границы матушки-Руси, Людей спасая от войны.
Сейчас что слышно из столицы? Всем им в Москву не возвратиться И велено обратно в полк. В сопротивленьи не был толк? Тогда в полках пусть все восстанут. Там знают жизнь всею. С изнана.
Письмо другое к ней идёт. Готовы. За границей Пётр. Но и Нарышкины не дремлют - Прознали о стрельцов измене. Войска к восставшим они шлют, Чтоб усмирить стрелецкий бунт, И с ними конницу, войска. Сразиться надо им тогда.
Но где? Под Новым Русолимом**. Познал что власть Софии. С Римом. Да побыстрей. Без промедленья. Когда придёт успокоенье И весточка ей от стрельцов? Разгромлены? И дух сломлён? Уже полсотни казнены? Свободных не спасли кресты.
И что ей делать у окна? Ждать, когда бог возьмёт Петра? В неведенье проходят дни Доходят слухи до Москвы - Пётр возвратился с заграницы И вновь с дознанием рядится. Великий розыск сотворил, Прознав про письма от сестры.
Казнить всех стал и лютовать И головы стрельцов рубать. Вот счёт пошёл уже на тысчи, А братец Пётр всё рыщет, рыщет: Кого б ещё ему казнить И кровью руки обагрить? Сам многих лично порубил - Дурной на голову он был.
Ничем с друзями не гнушался, С наветом в кандалы ковал всех, Пытая, многих очернил, А малолетних заклеймил, Сослал на каторгу, в заводы, Где издевались воеводы, Кнутом стегая, хуже прежде, Не оставляя мест надеждам
На жизнь другую, перемены, Свободу от 'родного' плена. Полки стрельцов он упразднил, Но тем проблемы не решил О дедовщине, лиходеях, О пьянстве высших чародеев И казнокрадов из друзей, Когда рассудком стал ясней.
Всё воды Яузы полнятся. Крови стрелецкой не уняться На том же самом Лобном дворье, В Йерусалимовом поддворье. Лежат в его подвалах кости, Скелеты свалены все в россыпь, Напоминая всем о сечи И о закате скоротечном.
Софии дни укоротил, Поставив пред оконцем тын, На дыбе стонущих стрельцов, Молящих из своих оков Не о спасении, - о смерти От мук и болей несусветных, Укором служащих царице, Зачахла чтоб быстрей в темнице.
Аж до зимы был слышен стон. Забыв про всё - еду и сон, София не себя корила За брата глупого молила, Чтоб дух её в него вошёл И после смертии прошёл Бы стоном по его всей жизни И с ним крепил дела Отчизны,
Избавил чтоб всех от оков, В победной славе бы расцвёл И дал желанные свободы, Чтоб стало легче жить народу, Одолевая силы тренья, Идя в эпохи просвещенья, Исполнил все её желанья И Русь привёл всю к процветанью.
* Финал-декорации Трубадура? **Сражение произошло 18 июня 1698г. под Новоиерусалимским (Воскресенским) монастырём, в 50 верстах к западу от г.Москвы. Восставших было около 4000 человек. Против них правительство послало Преображенский, Семёновский, Гордонов и Лефортов полки и дворянскую конницу под командованием А.С. Шеина и П. Гордона. Следствие над пленными стрельцами проводилось в стенах Новоиерусалимского монастыря.
4 августа 2007г., г. Алматы Тасия Мейерхольд |