Анна-Янка Всеволодовна (1054-1113)
-
сестра Владимира Мономаха
Живя
средь книг, в мирах забытых,
Плоды вбираешь той, избитой
Истории - в победных маршах,
Убийствах, войнах. Что в ней слаще
Всего быть может для меня?
Любовь, наука, бред коня,
Кричащего опять про бойни
И не желая жить привольно.
Копытом ли кого топтать?
Да нет, траву в полях едать
На пастбищах, близ мест старинных
И с кобылицей из былины.
Открытое письмо
Мать: княгиня Мария Византийская;
дед: император Константин IX Византийский - «Мономах»
Киев Византийский: Десятинная церковь, храм Богородицы,
собор Святой Софии Византийской (=Киевско-Печерская Лавра),
дворец княгини Ольги, Золотые ворота, хоромы митрополита, монастырь Георгия,
женский монастырь Анны Всеволодовны - женский Андреевский монастырь
(1086г.).
Ну
шо ж там опять с деньгами власть-имущие бедламят?!
31
декабря 2007г., г. Алматы
Тасия
Мейерхольд
ИД "Равновесие", 2003-2004
Анна-Янка Всеволодовна (1054-1113)
С ранних лет Анна-Янка завидовала
своему брату Владимиру, которому мать, кроме двух имен, принятых по
старославянскому обычаю, дала еще третье, в честь византийского деда
Константина IX - «Мономах». Еще бы, ее брата уже в три года посадили на
коня! И теперь он вместе с наставником мог свободно выезжать то в лес, то в
поле, любоваться прозрачными озерами и пить воду из чистых родников, лежать
на мягкой зеленой траве и смотреть в голубое небо.
Расспрашивая о поездках и занятиях брата, живая и стремительная Янка не раз
признавалась Владимиру, что тоже хочет учиться скакать на коне, стрелять из
лука, изучать историю грозных сражений Руси с кочевниками, слушать былины
про подвиги неутомимых русских богатырей - бесстрашного Илью Муромца,
находчивого Добрыню Никитича, сметливого Алешу Поповича, читать
жизнеописание великого полководца и правителя Александра Македонского, сына
царя Филиппа. Но дочери князя полагалось совсем иное образование. И вот
Янка, смиряя свой гордый и пылкий нрав, вновь и вновь склоняла светло-русую
голову над пяльцами, вышивая узор за узором, или молча слушала чтение
церковных книг в палатах матери, княгини Марии. В материнских хоромах,
украшенных изящными византийскими вещами, было тихо, уютно и умиротворенно,
но беспокойная душа Янки стремилась к бурной деятельности и дальним
путешествиям.
Единственное, в чем Янка нисколько не уступала своему брату Владимиру,
который был почти на два года старше ее, так это в обучении языкам и книжным
премудростям. Владимир Мономах, автор знаменитого морально-этического и
педагогического труда «Поучение», вспоминал на склоне лет, что его отец
Всеволод Ярославич, не выезжая в другие страны, дома сидя, изучил пять
языков. Образованной и начитанной была и их мать, княгиня Мария. Ей,
византийской принцессе, почти каждый год привозили с константинопольскими
караванами новые сочинения греческих хронистов, поэтов и богословские
трактаты.
Княжича Владимира и княжну Янку учили не только славянской грамоте и
греческому языку, но и математике, философии, астрономии и риторике.
Благодаря стараниям родителей Владимир Всеволодович Мономах и его родная
сестра Янка Всеволодовна стали самыми просвещенными людьми своего времени.
Позже Янка совершит не одно путешествие на родину своей матери - в далекий
Константинополь, столицу Византийской империи. Однако первое путешествие,
которое Янка запомнила на вою жизнь, было не в Царьград, а в Киев. Детство
Янка провела в Переяславле, где после 1054 года Ярослав Мудрый установил
стол своего третьего, любимого сына Всеволода, который стал великим киевским
князем только в 1076 году.
Янка хорошо помнила, как княжеская семья готовилась к поездке в стольный
град, к великому князю Изяславу Ярославичу, старшему брату отца, которого
она прежде никогда не видела. Пока отец посылал в Киев своих гонцов, а
следом княжеских тиунов, чтобы те приготовили Всеволодов дворец в Киеве к
приему княжеской семьи, пока отправляли телеги с княжескими пожитками,
нетерпеливой Янке казалось, что время остановилось. Наконец княжеские возки
выехали из Переяславля.
Дорога до Киева заняла несколько недель. Величие и красота Киева превзошли
все самые смелые ожидания Янки. Она полюбила прекрасный город на Днепре с
первой встречи и навсегда. Пока ее брат Владимир знакомился со своими
дядьями, братьями отца, их сыновьями и своими двоюродными братьями, Янка
упросила Всеволода Ярославича, чтобы ей каждый день показывали новый уголок
Киева. Она любовалась Десятинной церковью, храмом Богородицы и собором
Святой Софии, осмотрела дворец княгини Ольги, Золотые ворота и хоромы
митрополита, побывала в монастыре Георгия… Может быть, именно тогда у юной
Янки родилась заветная мечта: построить в Киеве новую обитель - женский
монастырь?
В 1067 году скончалась княгиня Мария. Тринадцатилетняя Янка тяжело перенесла
смерть матери, а с появлением в княжеском доме мачехи и вовсе не могла
смириться. Всеволод Ярославич, чтобы установить долгий мир с половцами,
женился в 1069 году на дочери половецкого хана. Половецкую княжну при
крещении нарекли Анной. По-видимому, именно с этого времени Всеволодова дочь
стала называть себя только вторым именем - Янка.
Умная и проницательная Янка, хорошо знавшая, сколько несчастий принесли
переяславской земле вторжения половцев, внутренне не могла принять второй
брак отца, заключенный по военным и политическим соображениям. Брак по
расчету претил ее натуре. Но свою сводную сестру, Евпраксию, Янка нежно
любила. По крайней мере, когда через много лет красавица Евпраксия вернулась
в Киев после трагического брака по расчету, который с ней заключил
германский император Генрих IV, Янка доброжелательно приняла ее в своей
обители - женском Андреевском монастыре.
Горячо любящий Янку Всеволод Ярославич, видя, как тяжело его старшей дочери
в новой семье, решил найти ей мужа на родине ее матери - в Византии. В
шестнадцать лет златовласая, синеокая красавица Янка была помолвлена с
византийским царевичем Константином. Однако этот брак не состоялся, так как
жениха насильно постригли в монахи. Что касается Янки, то большую часть
своей жизни она добровольно посвятила монастырским делам.
Побывав в Византии в женских монастырях и познакомившись с женским
образованием, Янка по возвращении на родину стала упрашивать отца и
киевского митрополита открыть женский монастырь и на Руси. Пока Всеволод
Ярославич и митрополит размышляли, как приступить к этому новому делу, Янка
не теряла времени зря. Она погрузилась в изучение привезенных из
Константинополя книг, посвятив в свои замыслы брата Владимира Мономаха. В
женском монастыре Янка собиралась обучать грамоте девочек и отроковиц. Идея
основания первого женского монастыря на Руси и создания при нем первой школы
для девиц была горячо поддержана Владимиром Мономахом, что, в свою очередь,
придало Янке уверенности и настойчивости.
Вклад в отечественную культуру дочери великого князя киевского Всеволода
Ярославича Янки отмечен во многих русских летописях. Около 1086 года в Киеве
был основан первый на Руси женский монастырь - Андреевский. Этот монастырь
так и назывался ее именем - «Янчин». В том же году Янка Всеволодовна,
ставшая игуменьей киевского Андреевского монастыря, собрала в нем «младых
девиц, обучала их писанию, ремеслам, пению, швению и иным полезным занятиям,
да от юности навыкнут разумети закон божий и трудолюбие...» Такую выдержку
из не сохранившейся до наших дней летописи приводит В.Н. Татищев.
За несколько лет игуменства в своем монастыре Янка Всеволодовна так глубоко
постигла искусство церковного управления и дела митрополичьего дома, так
хорошо узнала русский и константинопольский клир, что после смерти
митрополита Иоанна II Продрома она в 1089 году самостоятельно снарядила
посольство в Византию за новым владыкой русской церкви. Эту сложную
дипломатическую миссию Всеволод Ярославич и Владимир Мономах поручили ей
вовсе не случайно. Они были уверены, что дальновидная Янка, тонко
разбиравшаяся в церковно-политических вопросах, выберет в Константинополе
нужного для Руси человека. Так и случилось. Привезенный Янкой Всеволодовной
новый митрополит был постодушным и не мешал Киеву проводить самостоятельную
политику.
Жизнь умной, красивой и деятельной Янки Всеволодовны оборвалась в 1113 году.
Первая русская женщина-педагог была похоронена в основанном ею монастыре.
Многие годы к ее могиле приходили ученицы.
Евпраксия (1071-1109), известная в западных хрониках под именем
Адельгейды, носившая на своей голове корону императрицы Германии, была
почти на пятнадцать лет моложе своей сводной сестры Янки. Она родилась в
1071 году от второго брака Всеволода Ярославича с половецкой княжной,
получившей при крещении имя Анны... |