Анна-Янка Всеволодовна (1054-1113) -

сестра Владимира Мономаха

Живя средь книг, в мирах забытых,
Плоды вбираешь той, избитой
Истории - в победных маршах,
Убийствах, войнах. Что в ней слаще
Всего быть может для меня?
Любовь, наука, бред коня,
Кричащего опять про бойни
И не желая жить привольно.
Копытом ли кого топтать?
Да нет, траву в полях едать
На пастбищах, близ мест старинных
И с кобылицей из былины.

 

Открытое письмо

Мать: княгиня Мария Византийская; дед: император Константин IX Византийский - «Мономах»
Киев Византийский: Десятинная церковь, храм Богородицы,
собор Святой Софии Византийской (=Киевско-Печерская Лавра),
дворец княгини Ольги, Золотые ворота, хоромы митрополита, монастырь Георгия,
женский монастырь Анны Всеволодовны - женский Андреевский монастырь (1086г.).

 

Ну шо ж там опять с деньгами власть-имущие бедламят?!

 

31 декабря 2007г., г. Алматы

Тасия Мейерхольд

 

ИД "Равновесие", 2003-2004

Анна-Янка Всеволодовна (1054-1113)

С ранних лет Анна-Янка завидовала своему брату Владимиру, которому мать, кроме двух имен, принятых по старославянскому обычаю, дала еще третье, в честь византийского деда Константина IX - «Мономах». Еще бы, ее брата уже в три года посадили на коня! И теперь он вместе с наставником мог свободно выезжать то в лес, то в поле, любоваться прозрачными озерами и пить воду из чистых родников, лежать на мягкой зеленой траве и смотреть в голубое небо.

Расспрашивая о поездках и занятиях брата, живая и стремительная Янка не раз признавалась Владимиру, что тоже хочет учиться скакать на коне, стрелять из лука, изучать историю грозных сражений Руси с кочевниками, слушать былины про подвиги неутомимых русских богатырей - бесстрашного Илью Муромца, находчивого Добрыню Никитича, сметливого Алешу Поповича, читать жизнеописание великого полководца и правителя Александра Македонского, сына царя Филиппа. Но дочери князя полагалось совсем иное образование. И вот Янка, смиряя свой гордый и пылкий нрав, вновь и вновь склоняла светло-русую голову над пяльцами, вышивая узор за узором, или молча слушала чтение церковных книг в палатах матери, княгини Марии. В материнских хоромах, украшенных изящными византийскими вещами, было тихо, уютно и умиротворенно, но беспокойная душа Янки стремилась к бурной деятельности и дальним путешествиям.

Единственное, в чем Янка нисколько не уступала своему брату Владимиру, который был почти на два года старше ее, так это в обучении языкам и книжным премудростям. Владимир Мономах, автор знаменитого морально-этического и педагогического труда «Поучение», вспоминал на склоне лет, что его отец Всеволод Ярославич, не выезжая в другие страны, дома сидя, изучил пять языков. Образованной и начитанной была и их мать, княгиня Мария. Ей, византийской принцессе, почти каждый год привозили с константинопольскими караванами новые сочинения греческих хронистов, поэтов и богословские трактаты.

Княжича Владимира и княжну Янку учили не только славянской грамоте и греческому языку, но и математике, философии, астрономии и риторике. Благодаря стараниям родителей Владимир Всеволодович Мономах и его родная сестра Янка Всеволодовна стали самыми просвещенными людьми своего времени.

Позже Янка совершит не одно путешествие на родину своей матери - в далекий Константинополь, столицу Византийской империи. Однако первое путешествие, которое Янка запомнила на вою жизнь, было не в Царьград, а в Киев. Детство Янка провела в Переяславле, где после 1054 года Ярослав Мудрый установил стол своего третьего, любимого сына Всеволода, который стал великим киевским князем только в 1076 году.

Янка хорошо помнила, как княжеская семья готовилась к поездке в стольный град, к великому князю Изяславу Ярославичу, старшему брату отца, которого она прежде никогда не видела. Пока отец посылал в Киев своих гонцов, а следом княжеских тиунов, чтобы те приготовили Всеволодов дворец в Киеве к приему княжеской семьи, пока отправляли телеги с княжескими пожитками, нетерпеливой Янке казалось, что время остановилось. Наконец княжеские возки выехали из Переяславля.

Дорога до Киева заняла несколько недель. Величие и красота Киева превзошли все самые смелые ожидания Янки. Она полюбила прекрасный город на Днепре с первой встречи и навсегда. Пока ее брат Владимир знакомился со своими дядьями, братьями отца, их сыновьями и своими двоюродными братьями, Янка упросила Всеволода Ярославича, чтобы ей каждый день показывали новый уголок Киева. Она любовалась Десятинной церковью, храмом Богородицы и собором Святой Софии, осмотрела дворец княгини Ольги, Золотые ворота и хоромы митрополита, побывала в монастыре Георгия… Может быть, именно тогда у юной Янки родилась заветная мечта: построить в Киеве новую обитель - женский монастырь?

В 1067 году скончалась княгиня Мария. Тринадцатилетняя Янка тяжело перенесла смерть матери, а с появлением в княжеском доме мачехи и вовсе не могла смириться. Всеволод Ярославич, чтобы установить долгий мир с половцами, женился в 1069 году на дочери половецкого хана. Половецкую княжну при крещении нарекли Анной. По-видимому, именно с этого времени Всеволодова дочь стала называть себя только вторым именем - Янка.

Умная и проницательная Янка, хорошо знавшая, сколько несчастий принесли переяславской земле вторжения половцев, внутренне не могла принять второй брак отца, заключенный по военным и политическим соображениям. Брак по расчету претил ее натуре. Но свою сводную сестру, Евпраксию, Янка нежно любила. По крайней мере, когда через много лет красавица Евпраксия вернулась в Киев после трагического брака по расчету, который с ней заключил германский император Генрих IV, Янка доброжелательно приняла ее в своей обители - женском Андреевском монастыре.

Горячо любящий Янку Всеволод Ярославич, видя, как тяжело его старшей дочери в новой семье, решил найти ей мужа на родине ее матери - в Византии. В шестнадцать лет златовласая, синеокая красавица Янка была помолвлена с византийским царевичем Константином. Однако этот брак не состоялся, так как жениха насильно постригли в монахи. Что касается Янки, то большую часть своей жизни она добровольно посвятила монастырским делам.

Побывав в Византии в женских монастырях и познакомившись с женским образованием, Янка по возвращении на родину стала упрашивать отца и киевского митрополита открыть женский монастырь и на Руси. Пока Всеволод Ярославич и митрополит размышляли, как приступить к этому новому делу, Янка не теряла времени зря. Она погрузилась в изучение привезенных из Константинополя книг, посвятив в свои замыслы брата Владимира Мономаха. В женском монастыре Янка собиралась обучать грамоте девочек и отроковиц. Идея основания первого женского монастыря на Руси и создания при нем первой школы для девиц была горячо поддержана Владимиром Мономахом, что, в свою очередь, придало Янке уверенности и настойчивости.

Вклад в отечественную культуру дочери великого князя киевского Всеволода Ярославича Янки отмечен во многих русских летописях. Около 1086 года в Киеве был основан первый на Руси женский монастырь - Андреевский. Этот монастырь так и назывался ее именем - «Янчин». В том же году Янка Всеволодовна, ставшая игуменьей киевского Андреевского монастыря, собрала в нем «младых девиц, обучала их писанию, ремеслам, пению, швению и иным полезным занятиям, да от юности навыкнут разумети закон божий и трудолюбие...» Такую выдержку из не сохранившейся до наших дней летописи приводит В.Н. Татищев.

За несколько лет игуменства в своем монастыре Янка Всеволодовна так глубоко постигла искусство церковного управления и дела митрополичьего дома, так хорошо узнала русский и константинопольский клир, что после смерти митрополита Иоанна II Продрома она в 1089 году самостоятельно снарядила посольство в Византию за новым владыкой русской церкви. Эту сложную дипломатическую миссию Всеволод Ярославич и Владимир Мономах поручили ей вовсе не случайно. Они были уверены, что дальновидная Янка, тонко разбиравшаяся в церковно-политических вопросах, выберет в Константинополе нужного для Руси человека. Так и случилось. Привезенный Янкой Всеволодовной новый митрополит был постодушным и не мешал Киеву проводить самостоятельную политику.

Жизнь умной, красивой и деятельной Янки Всеволодовны оборвалась в 1113 году. Первая русская женщина-педагог была похоронена в основанном ею монастыре. Многие годы к ее могиле приходили ученицы.

Евпраксия (1071-1109), известная в западных хрониках под именем Адельгейды, носившая на своей голове корону императрицы Германии, была почти на пятнадцать лет моложе своей сводной сестры Янки. Она родилась в 1071 году от второго брака Всеволода Ярославича с половецкой княжной, получившей при крещении имя Анны...

Hosted by uCoz