Хованщина (отрывок из поэмы "София Милославская") (scroll down) Властолюбивой Милославской Стоял насупротив Хованский, Глава стрелецкого приказа, Тот, что желал царей всех разом Убить и самовластно править. Что можно к этому прибавить? "Воры, изменники повсюду", - Вещал всему простому люду.
Другая вера нам нужна. Старейшая, чтоб все дома Платили в пользу сверхналоги, Тогда стрельцы и сами смогут Все без бояр думских прожить, А их добро всё поделить". И всем понятны были мысли О вере и копейке чистой.
Хотел Хованский бунт поднять И патриархов поменять, Раскол держа в руках и буйства, Чтоб повести в своё всех русло. София лишь его стесняла, Она в руках бразды держала И не желала оставлять Ни Церковь новую, ни паствь.
...И патриарх* пошёл в палаты, Перед собой неся, что свято: Печатны книги, рукописны, Что с греческих писались чисто. Царевны**, Софья – в Грановитой, С боярством думским и с их свитой. Мутузить начали попов. А те кричать: «Мы признаём
Каноны старые и бьём, Чтоб служба Господу служилась, А уния, латынь забылась». На то Иоаким и отвечал: «Грамматику архиереи знав, С ней делали все исправленья И богословские сужденья.»
Раскольников ж стяжали догмы: Для них был крест важнее помпы, Что должен в правой быть руке, Иначе мору быть, беде. Свечу ни в той руке держали, Тройным перстом всех окрыляли, А надобно крестить двойным - За то раскол был, шум и дым.
Никита Пустосвят в прозванье Был обречён на смерть, изгнанье. За веру Никона, царя Царица София была. Раскол Аввакума и Анны – Морозовой и Милославны Вносил в политику столь смуты, Что с Польшей мир весь был бы дутым:
Кому поклоны отдавать, Когда в полонах их стучать Мирским всем людям предстояло. В Крыму татары только ждали Как поскорей войну начать, А тут раскольники опять: Двумя перстами иль тремя?! Молилась лучше б их душа!
К тому ж виной был Филарет, Его служебник – пропасть бед, С ошибками что был, без правил. Его давно переписали. Исправили и оклеймили - Сейчас давно о нём забыли, - А смуту на пустом воздвигли. Хованский потакал расстригам.
И сам раскол он поощрял, Боярски ссоры раздувал, Вконец рассорившись со всеми, Стрельцов собрал, возню затеял, Хотел страною править сам. Кто б пережил литовский срам? И погубил он часть родных - Мест в думе не было для них.
Тогда взялась за дело Софья. Чрез выборных стрельцов из сотни Схватила глав старораскола, Казнив Никиту Пустослова, Друзей по ссылкам разослала, И смута вроде сразу спала. Хованский поднял же другую, Стрельцов всё понукал к разбою –
Бояр он очень невзлюбил. Коль мог, то с царства б удалил. От Гедимина всё рядился, Столь похвалялся и гордился, Что те его хотели смерти, Но всё пужались круговерти: Тот на стрельцов своих влиял И к новым буйствам принуждал.
Опять Москва была вся в слухах, Что Крёстный ход несёт всем муки. Семейство царское сбежало В Коломну. Слухи ж всё крепчали: Хованский хочет всех убить И староверов погубить Что из бояр, господ, посадских, Из приказных людей, боярских.
Давал он деньги на волненья И обещал отдать земелью Убитого стрельцами люда. Кто май стрелецкий здесь забудет?! Семейства вновь царей бежали В обитель Саввы, где писала София грамоты служилым, Боярским слугам и в трактиры:
«Убийства снова в наущеньи. И боле нету всем терпенья Хованского здесь поощрять, Архиереев избивать!» Уже с Воздвиженки указ София пишет всем в наказ: «Приехать к празднику престола На вина царски, хлебосолы
Боярам, думным всем и стряпчим, Дворянам, стольникам, подъячим.» Подмётное ж письмо, с Коломны, Она прочла боярам ровно: Хотят семейство погубить Хованские. Всех истребить Царей, царевн, цариц, бояр, Чтоб дум голов костей не жал.
"Убить Хованского-отца, А с ним и сына-наглеца И усмирить стрелецку смуту, Не то им всем придётся худо. Хованщина уж больно в моде. Заменим буйную породу." - Бояре Софье говорили, Хованским издаля грозили.
И лыко* в строку завязала. Хованских ей в тот час поймали, Чтобы ответы те держали: Казну потративши с стрельцами, Невежд в разбой пускали сами, Не признавали царску власть, Хотели уморить, напасть, А дерзновением речей Снискали гнев у матерей.
Недолгий суд боярский был – Хованских он голов лишил Перед дворцовыми вратами И Воздвиженскими церквами. София ж в Троицу**** скользнула И промеж смуты промелькнула, Пока рядились тут бояре С Хованскими – стрельцов вождями.
Чего теперь боялась? Смуты И мщенья от Хованских путных. Мятеж весь с казней не ушёл, А погубил ещё отцов. Меньшой остался сын в родне – А значит снова быть беде. Иван поднял стрельцов на бунт, Сказав, что семьи их убьют.
Стрельцы заволновались сразу, Поднялись все не по приказу И овладели арсеналом, Став поперёк думским боярам. Заложником стал Патриарх. Их уговаривал за страх Всем покориться, бить челом И звать царей обратно в дом.
София здесь уж преуспела, Позвала выборных, умело Всех распекла и укротила И с челобитной завершила Стрелецкие разбои, казни Злодейства быстро, без приказов И возвратилася в Москву, Упрочить власть чтобы к венцу.
С стрельцами стал уж Шакловитый, Решительный, собою видный. Причиной смут всех был раскол, К разбоям, сыску что привёл. Раскольников теперь казнили, Всех непокорных хоронили И укрощали люд указом - Ходили в церкви чтобы разом.
Кто не хотел жить в новой вере, Сжигал себя тот в старой сере И проповедовал крещенье, От новой веры отреченье. Себя и пустыни сжигали И в фанатизме прославляли Раскол, обряды, веру, мысли, Чтоб жизнь наполнить их лишь смыслом.
Песнопение раскольников: "Двумя перстами осеняйте! И крест с руками не меняйте! Оставьте всё как было прежде Нам веру с хрупкою надеждой."
Патриарх Иоаким с архиереями: "Своих архиереи судят. Ничьих здесь мыслей не убудет От лишних букв и запятых. Раскол к чему? Опять псалмы? С ошибкой книги или нет, Лишь грамотей вам даст ответ."
Голос юродивого из толпы: "Борьба за власть. Борьба ль за веру? Сунниты сродни староверам. О формах разговор ведут На жизнь же смертных всех плюют."
* Иоаким, патриарх (1674-1690). ** Царевна Татьяна Михайловна – сестра царя Алексея Михайловича, Наталья Кирилловна Нарышкина – мать царевича Петра, Марья Алексеевна – жена царевича Иоанна? *** Лыков, боярин, князь; был отправлен Софьей с приказом "схватить Хованских отца и сына (Андрея) и привести в Воздвиженское". **** Троицкая Лавра.
|