Libretto to the Ballet "PavluDar"
|
||||||||
Alexander
von Humboldt-Stiftung, Jean-Paul-Str.12, D-53173 Bonn; http://www.humboldt-foundation.de,
http://www.avh.de,
Tel.:
0049(0)-2288330; Fax:
0049(0)-228833199, E-mail: post@avh.de
info@deutsche-allgemeine-zeitung.de
die DAZ (Deutsche Allgemeine Zeitung)
Prof.
Dr.G. Limberg,
Follow-Up
Sponsorship Abroad Russian Department,
the
Alexander von Humboldt Foundation
[Русская
секция Фонда
А.ф.Гумбольдта
«Возрождение»,
финансируемая за рубежом]
СС:
General Agencies of Deutsche Bahn AG
Либретто к балету «ПавлуДар»
в
3-х действиях
Действие Первое Картина Первая Москва. 21 сентября 1860 г. Пушечный выстрел возвестил всем в первопрестольной столице о рождении его Высочества Великого князя Павла, нареченного Его отцом - Александром II и матерью Марией Александровной в честь его деда Павла Ф. и прадеда Павла I. В Успенском Соборе православной церкви в присутствии всего двора - высших военных и гражданских чинов - идет торжественный благодарственный молебен. Перед алтарем приносятся молитвы о матери и сыне, чтобы их жизнь была прожита для собственного их счастья, а все силы были отданы на службу Государя, за честь Отечества и на пользу ему. В честь рождения великого князя в церкви Нового Иерусалима сооружен и новый придел - придел во имя святых Петра и Павла*.
Картина Вторая
Река
Иртыш, по
которой
плывут за
солью купцы
в славный
город
Павлудар.
Пороги и
неведомые
препятствия
подстерегают
их на пути. Их
утлое
судёнышко с
трудом
перепрыгивает
с порога на
порог. Но купцы не
унывают и не
сдаются.
Они
настойчивы.
Им нужна
соль. (Танец
сражающихся
с водной
стихией
купцов). Действие Второе Картина Первая 1873 год. Тезоименины Павла. Нареченному царевичу уже 13 лет. Бал в Царском Селе – Павловске - по случаю Дня Рождения его Высочества Великого князя Павла. Высокопоставленные сановники окружают юного цесаревича, одетого в мундир. Цесаревич важно сидит в маленьком троне-кресле и принимает поздравления и подарки от гостей. Кто-то дарит ему игрушечных солдатиков, кто-то новый мундир, кто-то дарит шпагу, кто-то подкову и коня. А его дядя из Германии приносит ему большой тщательно упакованный ящик-сундук. Цесаревичу не терпится узнать, что находится внутри чёрного ящика. Он танцует в надежде поскорее отгадать предмет содержимого. Любопытство передаётся и гостям, которые присоединяются к танцу цесаревича. И что же они видят? Внутри огромного сундука находится модель Сибирской железной дороги c огромными шести-арочными мостами** и большим составом, на каждом из вагончиков которого написано ПавлуДар – Омск-Казань- Северная Пальмира. Под паровозные гудки, колокол и звуки чудесной польки И. Штрауса «Поезд удовольствий» поезд следует по царскому маршруту и открывает Павловский бал.
Картина Вторая Купцы, затарившись солью, возвращаются с большим грузом в свою Тару. Впереди, откуда не возьмись, словно из-под земли, вырастает высокий пост и таможенники. Купцы в смятении. Они пытаются обойти налоговиков, но переполненное поклажей судёнышко, как нарочно, прибивает к берегу. Большую часть товара купцам приходится оставить жадным большим и малым сборщикам податей. С челобитной они решают отправить своих людей к великому князю Павлу Александровичу.
Действие третье Картина Первая 1890 год. Село Архангельское. Бал во Дворце Шереметьевых. К 9 часам вечера ко Дворцу съезжаются кареты знатных господ. Празднично наряженных гостей встречают Его и Её Светлости. Бал начинается русскимм танцем. Для отдыха из балета танцуют уральский танец. Затем гости становятся в кадриль. В сибирскую кадриль. Бал продолжается. Веселью и разговорам нет конца. Между кадрилями в зале появляются ряженые. А за ними шествие с запряженными в сани кавказскими медведями. Ведь на дворе Масленница.
Картина Вторая Звучит сигнал гонга. Гостей приглашают в другую залу. “Кушать подано!”. Ужин. Танцуют Фрукты. За ними Раки (Крабы). За Раками красные рыбы - Осётр, Стерлядь, Судак, Сазан. Между важными красными рыбами быстро то тут, то там снуют Вобла и Тарань. Наблюдая за танцующими, Павел задумывается о своём городе - Павлударе. “Как там теперь?” - думает он. Ему хочется что-то сделать для живущих в нём людей. “Построю там на ЛЕВОМ берегу реки Иртыш железную дорогу”, - решает Павел. Внезапно звучит гонг. Это приглашение к Спектаклю. В жизненно важном спектакле Павел Александрович играет одну из заглавных ролей - Принца Датского. Роль Принца Христиана Датского. “Быть или не быть?” - вот в чём вопрос. Мысли опять уносят его куда-то в неведомые дали. Он вспоминает приход к нему купцов. Как помочь людям, давшим его имя целому городу? В голове у него рождаются различные проекты об обустройстве города и местности. Но окружающая действительность очень скоро возвращает его на землю.
Картина третья Итак, роль Принца Датского в спектакле А.К. Толстого “Царь Борис”. Играя спектакль, он понимает, что что-то произойдёт не только с его героем, но и с ним самим и что жить ему самому осталось не долго. “Надо спешить,” - решает он. Под утро кареты развозят утомлённых гостей по домам.
Действие Четвёртое Картина Первая
Царское
Село. Павел у
себя в
особняке
рассматривает
гравюры,
изображающие
первую
железную
дорогу,
которая
соединила
Петергоф и
Царское
Село и
первый
поезд. Он
пролистывает
книги по
строительству
и
железнодорожному
делу. “С чего
начать? Кого
из
инженеров
ему
пригласить?
И кто поедет
в Сибирь?
Ведь
начинать строительство
железной
дороги,
заводов по
производству
стали и
чугуна
надо
практически
с нуля. И как
на это
посмотрит
Императорская
фамилия?
Великий
Князь
Константин,
в частности...
Чью сторону
он примет?
КонстантиноПольскую
или
Истамбульскую?
”. Великий
Князь Павел
Александрович,
принц
Императорской
крови в
раздумьи.
Картина Вторая Окрестности Павлодара. Юрта богатого хана. Слухи о новых веяниях бегут быстрее коней. Здесь, на востоке не все поддерживают изменение жизни к лучшему. Есть у Павла сторонники, но не мало и противников. Среди них ушлые и хитрые магометане - противники развития и укрепления отношений киргизов и россиян, противники Императорского государственного заказа на строительства железной дороги, связывающей Павлудар и Омск. Это они готовят убийство Павла - принца Императорской крови, действуя своими наработанными веками террористическими методами и провоцируя новые войны и нашествия. Бедный Павел... Как спасти его, Принца Императорской крови, сражающегося практически в одиночку против тёмного людского невежества? Уже никак. Убит Принц Датский - Несчастный случай. Драма на охоте. Павел погибает при нападении на него волков. Павла отпевают в церкви Петра и Павла в Новом Петергофе. А на его могильной плите высекают маленькую железную дорогу с поездами нового времени.
Вместо Эпилога Позднее, после революции, в России не удалось спастись и Константиновской ветви Императорской крови. Практически все её августейшие члены были истреблены. Что же готовит нам день сегодняшний? Новую кровь и межнациональные распри? Или же мир, труд, творчество и созидание?!
Действующие
лица и
исполнители: Цесаревич Павел Александр II Мария Александровна Дядя из Германии Павел Александрович, великий князь Шереметьев
Придворные,
гости Мурзабеков и его свита Фрукты Раки/крабы Рыба - осётр, стерлядь, судак, сазан и тарань
**
Прототип
Романовского
шестиАРОЧНОГО
(!) моста через
р. Волгу (р-н
Зеленодола
Казанской
ветви
железной
дороги),
построенного
в 1911-1913гг.,
первоначально
разрушенного
во время
землетрясений
и
геологических
катаклизмов
в 1911г.). Мост Ватерлоо 1903г.
Тасия Мейерхольд, Ph.D. Христиан Гаасфорд, Ph.D.
/Представители
Фонда им.
Александра
Гумбольдта
в России,
Белоруссии,
Казахстане
и в
Республиках
Средней
Азии, грант N
V-8100/B-KAS/1066068/
Pavel's (=Павел Александрович) photos, Ili'ya Repin's picture and some historical documents are in stolen notebook-workstation Celsius Mobile H.
|