Государственный Академический Театр Оперы и Балета им. Абая Балет "Адам"*
16 июня 2007г. в Государственном Академическом Театре Оперы и Балета им. Абая состоялась премьера одноактного балетного спектакля "Адам". Музыка: К. Шильдебаев. Либретто: Д. Накипов. Хореография: Вл. Гончаров
Задача критика состоит в том, чтобы помочь авторам и зрителю отыскать рациональные зерна и освободить их от плевел, т.е. в том, чтобы сделать философский балет доступным и понятным всем. Другими словами, как улучшить спектакль, который имеет право на существование, и при этом никого не обидеть?*
|
|
Мужское - Женское начало Амёба с туфелькой, бывало, Всё спорили: в них есть иль нет? И не обидится ли свет, Когда отыщется ответ? И как поймут, где "нет", где "да"? Жизнь ж дословесною была. В стихах куда-то уплыла?
*Человек, мужчина, Адам библейский (тюрк.).
|
Луны тяженье совпадает с Матриархатом. Это знают 2. Луны тяженье совпадает С Матриархатом. Это знают Волненья лунные, приливы. А с ними звёзд всех переливы, Что в переменах, в обновленьи Готовы к сильному свеченью. |
Абстракция всегда конкретна 3. Природы дикой брачны игры Расскажут более про сигмы, Что с духом Янем-Патриархом Играть хотела Инь, не архи. |
Изотерический подход достоин лишь стихов поэта 4. Изотерический подход, Любовь и высший Разум света Достоин лишь стихов поэта, Наука, жизнь с ним врозь идёт. И с ним уже не видишь света, Плывёшь туда, где ночь встаёт.
|
Луна и Солнце 5. Луна и Солнце, Ночь и День... Как могут слиться они в тень? В затменьях разве что нечастых? Их буйны игры громогласно Противны логики вещей. Красиво всё. Верна ж я Ей. |
Сакральность - святость означает 6. Сакральность - святость означает. И с ним таинства души крепчают, А не насилия и войны Они ж отталкивают ровно! А святость означает зов И притяжение полов, Слиянье мудрости и знаний И близость всех земных желаний.
|
Адам и Солнце - мысль не нова 7. Адам и Солнце - мысль не нова - Блестит, что в злате и обнове. Курган Иссыка* ж всем расскажет О деве в злате. И покажет Прибор-то головной каков! Затмить любого он готов. Сравним его с всем тем, что знаем. Ну а пониже - тот мужчин. Вопрос таков: "Кто господин?"
|
"Творить" хотела б дочерей 8. "Творить" хотела б дочерей. Луна б мне помогла скорей, Её приливы и отливы. Вложила б в их рассудок лиры И Музами б их нарекла. Не солнце, а она б смогла Полы бы все определить И в отношениях уплыть В туманные златые дали, Оставив в облаках печали... |
Кто на кого, когда восстал? 9. Кто на кого, когда восстал? Обычно Хаос поднимал Восстанья, бунты. В них крепчал И, разрушая формы мигом, Путь оглашал звериным криком. Стабильности все гармоничны, Светлы, радушны и логичны.
|
Смешалось всё 10. Смешалось всё: Луна и Солнце, Отец и Мать, дочь, сын от солнца, А вместе с ними - день и ночь. Бежать, коль нет любви. И прочь. |
Запрет в запрете - всё снимает 11. Табу - запрет же означает. Запрет в запрете - всё снимает.
|
Патриархат, Матриархат... 12. Патриархат, Матриархат... Повергнул кто обоих? Прах И извержения в долинах Потоков селевых вершины.
|
Кто сотворяет вновь? Кого? 13. Кто сотворяет вновь? Кого? Адаму? Деву? От кого? От духа или же от плоти? И на какой, позвольте, ноте?
|
|
16 июня 2007г., г. Алматы
Тасия Мейерхольд
|
|
Либретто |
|
Содержание |
Впечатления |
Времена дословесные. Хаос. Небо, Земля, Вода. В океане небес - птицы. В океане воды - рыбы. На просторах земли - звери. Но нет ещё человека. Есть два начала: тёмное "Инь" - Матриарх и светлое "Янь" - Патриарх. Хрупкое равновесие начал в середине бескрайних евразийских степей. Но витает уже меж ними тёплый свет Любви и Разума...
|
1 |
Сцена первая Из лунного света являются девы. Начало "Инь" творит своих дочерей...
|
2, 8 |
Сцена вторая Таинство инициации дев. Склон кургана. Закат. Матриарх подаёт знак. Начинается таинство...
|
2 |
Сцена третья Игры природы... На берегу реки дочери "Инь" затевают игры с духом земным - мужским началом. Первозданная прелюдия любви...
|
3 |
Сцена четвёртая Ритуал сотворения - посвящение Адама в тайну сущности силы "Янь". Отныне он обязан хранить светлое начало жизни.
|
13 |
Сцена пятая Матриарх и Патриарх стоят друг напротив друга. Начинается сакральное действо - противостояние двух начал. Их воплощают Адам и Серебряная Дева...
|
6 |
Сцена шестая Солнце и Луна на двух полюсах рассветного неба. Природой разделены они, ибо извечно предназначены друг другу. Они излучают свет пра-любви. Адам и Серебряная Дева подчиняются зову природы и свету любви...
|
5 |
Сцена седьмая Матриарх и Патриарх возмущены. Произошло осквернение священных начал. На древнюю власть Хаоса восстал дух Гармонии двух великих начал. Допустимо ли это?..
|
9 |
Сцена восьмая Адам и Серебряная дева решаются на побег из племени, где нет согласия меж Патриархом и Матриархом. Они ищут свой путь...
|
10 |
Сцена девятая Солнечный юноша Адам и дочь Луны - отныне серебряная Айель, встречают утро любви, изгоняя тени Ночи. Они нарушили табу противостояния Начал...
|
11 |
Сцена десятая Матриарх и Патриарх возглавляют погоню за беглецами. Это месть предков. И свершается неотвратимое. Солнечный Адам находит свою смерть в древнем противостоянии... Но семя жизни уже посеяно в лоне Серебряной Айель* и свет Любви человеческой останется на Земле...
*Луна повыше быть могла, Чтоб видеться средь бела дня. И Солнце, то, что всё в баранах, Могло тучнее быть и рьяным.
|
13 |
Сцена одиннадцатая Обряд погребения Адама, познавшего свет любви перерастает в новый неведомый ритуал - соединение двух начал "Янь" и "Инь". Всё племя участвует в этом. Повержены Патриарх и Матриарх*.
*Отец и Мать? Их повергать? А может их образовать? И приспособить к жизни новой? Для этого нужны Основы.
|
12 |
Сцена двенадцатая Жизнь, озарённая светом Любви, соединяет все времена единой нитью. Племя адамов и Вечный младенец - Человек Любви - отныне продолжают свой путь на Земле*...
Не понимаю мысли нить: Младенец может что любить?
|
4, 13 |
Адамы и Ева? или Ева и Адамы с поправками?
|