Археологическая поэма (в процессе) |
|
CC: Тувинская АО, приток Большого Енисея
1. Скитаясь мыслями по странам, Материкам и океанам, Я возвращаюсь вновь в Отар. Курган плыл славный меж отар Овец и коз, жузгун жующих И в водоёмах воду пьющих.
2. Когда-то здесь Златая Дива Культуры шахской*, той старинной, Все будоражила умы С другой, джунгарской стороны. Девица здесь жила привольно, Держала всех своею волей.
3. Самодержавная царица, На троне - сущая тигрица, Всем царством правила, народом, Вводив законы в кланы, роды. Образование имела. Была за правду и за дело.
4. Перстни её - с щитом зеркальным С печатью-профилем пасхальным, - Перста девицы украшали О Космосе напоминали И Солнце-Митре, божестве - Гаранте веры не в войне,
5. А в договоре и союзе. Их чтили в старшем, младшем джузе И поклонялись звёздам, небу. Хранили мир перстни с соседом, Зерцала к Солнцу устремляя И взгляды златом усмиряя.
6. Изящная кольчуга стан Девицы златой украшала. Сапожки-клёш во тьме мерцали. А рукава с собой несли Свободы в уголки страны. Костюм накидка укрывала. Взгляд отвести б кто смог? Едва ли.
7. Одежда дщери - с алой замши. И в украшеньях юной ханши Пластины с золота, каменьев. Серьга лазурная оленью Всем воспевала поступь, лик. Природной властью был проник
8. С главою он, умы державной. На ней убор, кулах** желанный. Он центром был Горы для люда. Его завидев и прилунно, Тотчас же все бросались вниц, Чтоб не увидеть нежных лиц.
9. Кулах архар венчал златой - Взлетал он в центре, над горой. Здоровье нёс с собой и веру В благополучие. Он к небу, К звёздам устремлён. Кулах был властью наделён.
10. Им поражён любой был сын - И ханский, и степной акын. Восток в кулахе - в фасе весь, - Стрелы четыре нёс как месть Колчанную, стремленье ввысь И управленья миром мысль.
11. В основе - тигр с изящным телом, С боков - грифоны-тигры смело Несли величие и власть. Защиту, силу, ту, что всласть Спешили применить все предки, Стояв на разных своих ветках.
12. По кругу был он разделён Три части видны были в нём: Внизу - бескрылые тигрицы, Повыше - горы и копытца Златых архаров. Их четыре. Стрелы, горы, четыре мира
13. И стороны с частями света. Деревьев - пять. Корнями в лету И в горы снова уходили. А ветви их в вершинах жили, Где птицы - ритмы солнца, неба Делили время с грозным Фебом***,
14. Что пролетал в мгновенье ока И исчезал в земле далёкой. Деяния, что он нам оставил В сребряной чаше записали. Все в символах. Их двадцать шесть. Как разъяснить их верно весть,
15. Что взбудоражила умы Учёных важных из страны?**** С орхоном схожи енисейским? При чём алфавит 'арамейский'? Что значит 'тюркский' алфавит? Кто знает, где он был добыт,
16. И что гласит на деле надпись Сейчас для всех, забывших святость? Земля пусть будет плодородной? А где она? Опять у рода? У клана? Где очаг искать, Чтоб под кинжал не попадать?
17. Кинжал той дивы - двоеострый, Лианами увитый просто, Со змеями что в тлен вживался, Как только труп чей свежевался. В средине рисовал тропу. По ней бродил и тигр. Траву
18. Копытные что всё жевали. Грифоны тот кинжал венчали И мир несли, спокойство в дом, Где каждый с смертью был прощён. Чрез хаос, ад, распады, крены Дух вырывал другие веры,
19. И к миру, счастью он стремился, С зверьми в ножнах кинжала бился. Здесь лось златой, конь горделивый Встречали смерть свою строптиво, Борясь за жизнь и свет под солнцем Среди лесных равнин, озёрцев.
20. Борьбу со злом изображая И дань богам всем отдавая, Кинжал глаза нам открывал На стиль звериный*****. Взгляды рвал На датировки и народы, Оленей и коней породы.
21. А что же с той случилось дивой? Болезнь её свела в могилу. Погибла в цвете ранних лет. Богатства унесли в тот Свет, Лучом пространства чтоб пронзал И царство мёртвых освещал.
*=сакской, саки (=шахи) **кулах - персидский женский головной убор (саукеле - казахский свадебный головной убор). Его высота у особ ханской, шахской крови достигала 65 см. ***Время. ****Надпись, прочитанная тюркологом А. Аманжоловым: “Брат, этот очаг для тебя! Иноземец, преклони колени! Пусть будет плодородна для народа!” (26 букв?) Однако лингвисты, специалисты мирового уровня такие, как И.М. Дьяконов, Лифшиц и А.Н. Кривошеин полагают, что алфавит бактрийский, а сама чаша происходит из района Южного Таджикистана-Северного Афганистана. *****Скифская культура. Пермская обл., Алтайский кр. и т.д.
20 июня 2007г., г. Алматы (3,6 - от 24 июня) Тасия Мейерхольд
|
Не воин, а воительница
?Иссык |