Педоморфозы у Homo sapiens sapiens на примере европейских (немецких) правящих и аристократических династий XVIII-XX веков: анализ портретной живописи, идентификация католических (заграничных) и православных Российских портретов

Елена Г. Кордикова

В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ!!!

 

Введение

Педоморфоз - проявление ювенильных (детских) признаков во взрослом состоянии (на взрослых стадиях развития).

Тема новая. На человеке никем не рассматривалась.

Две монографических статьи, в которых рассматривается процесс гетерохроний на примере черепах, вплоть до настоящего времени продолжают находиться в печати в Neues Jahrbuch. Abhandlungen, Stuttgart.

Вторая и третья части - свыше 100 страниц каждая!

Лежат в редакции, начиная с 2003г.! БОЛЕЕ ЧЕТЫРЁХ ЛЕТ!!!

Первая часть посвящена гетерохрониям морских и пресноводных черепах (Kordikova 2000, 2002)

 

Материал и методы исследования (в основном в пос. Яблоновском).

В основу брались более или менее точно документированные наследственные родословные европейских (главным образом, немецких) феодальных династий, начиная с XVIII в. и далее, вплоть до наших дней.

Коллекции миниатюр Государственного Русского музея, Исторического Музея, Третьяковской Галереи и т.д., насчитывающие свыше нескольких тысяч первоклассных произведений XVIII - начала XX столетия, а также средневековые миниатюры работы русских мастеров и зарубежных художников, проживавших в России.

Изучались также портретные полотна и акварели, написанные известными портретистами XVIII-XIX веков

Картины, написанные маслом: Рокотов, К. Брюллов, Соколов, Бестужев, Маковский, И. Репин, Виже, С.К. Зырянко, Ф. Винтерхальтер, А. Легран, К. Робертсон, Ф. Грант, Лоуренс, Крюгер, П.Э. Рокштуль, Д. Левицкий, О. Кипренский, В.Л. Боровиковский, Э.Л. Виже-Лебрен (Vigèe-Lebrun), Райт, С.К. Зырянко.

 

Как видели одних и тех же лиц разные художники:

1) Лукас Кронах Старший "Венера и Купидон" (1508-1509) и Лукас Кронах Младший

"Юдифь с головой Олоферна" (1530). Три девицы.

2) П.Ф. Соколов, К.Ф. Винтергальтер и др. "А.О. Смирнова-Россет"

 

Акварели:

Миниатюры:

Черновые наброски, зарисовки:

Шаржи:

Фотографии: современные. Источники: Интернет, личный фотоархив

Методические проблемы: ранняя живопись (до XVIII века) в большей степени стилизована и носит отпечатки субъективизма, портреты, выполненные вполоборота, в три четверти оборота и т.д.

Не на всех портретах и фотографиях можно проследить выраженность тех или иных признаков вследствие ракурса или закрытости тех или иных признаков (например, закрытость ушей причёсками, лбов волосами (чёлками), париками, шей - воротом платьев, шляпками и т.д.)

Для уточнения ряда деталей сопоставлялись портреты одной и той же персоны, нарисованные различными авторами.

 

Описание

Строение черепа, лица:

I. Тип черепа

1.1. долихоцефалический тип черепа: узкое лицо, высокий удлинённый лоб - ювенильный признак, который на протяжении многих веков был стабилизирован и закреплён у австрийской ветви гамбургской династии; пропорции

Голова "тыквочкой" вниз (дедушкино фото, рисунок ?Бестужева)

 

IA. Лоб.

1A.1. 1/3 от высоты черепа. Меньше. Больше.

1A.2. Выпуклый. Плоский.

Присутствие "шишек" или чётко отличимых шероховатостей на черепе.

 

II. Глаза

2.1. миндалевидный разрез глаз, эпикантус ("третье веко") - ювенильный признак европеоидов, который пролонгирует и закрепляется во взрослом состоянии у азиатов-монголоидов sensu lato*. Архаичный признак;

 

Что нужно знать о группе крови, резус факторе и об их расщеплении

III. Нос

3.1. широкий "расплющенный", курносый нос - ювенильный признак европеоидов, который пролонгирует и закрепляется во взрослом состоянии у азиатов-монголоидов sensu lato*;

3.2. нос "картошкой" (короткий, округлый) ( фото б. Клавы; мужская-женская линии Reuss XIX вв., Hohenzollern, etc.)

Что я должна сокрыть? Скандалы?

3.3. длинный расширяющийся

3.3а. длинный плоский острый

3.4. узкий укороченный курносый

 

Наследственно закреплённые в геноме стереотипы:

IV. Усы

4.1. отсутствие усов

4.2. обвислые ("гренадерские")

тонкие (Евгений Богарнэ)

густые (Христиан IX)

4.3. кавалерийские, казацкие ("закрученные вверх")

тонкие (усики, "под гитлера" - коротко остриженные с широким пробором посередине)

 

а также бакенбарды (с усами и бородой, без усов и бороды; длинные, короткие), борода (их ношение, главным образом, зависело от принадлежности к духовенству, моды и того, что "носил" на своём лице тот или иной монарх)

борода (шкиперская, окладистая (на ширину иконного оклада), боярская, остроконечная     )

 

* Вторичность, третичность происхождения монголоидной расы.

 

IV. Уши

4.1. Форма ушей.

4.2. Длина

4.2. Мочка уха (высокая, низкая) фото бабушки Клавы

 

Анализ

Обсуждение

Сопряжённость признаков: низкий лоб, широкое лицо (фото)

Преобразование долихоцефалического типа черепа через стадию "тыквочкой" в среднестатистический череп

      Математическая обработка кладограмм по ветвям Домов. Метод PAUP 

Антропологические признаки:

Форма черепа

Высота лба – максимальная. При браках с аналогичными высокими долихоцефалическими черепами – высокая вероятность энцефалопатии

Длина, ширина носа

Присутствие ямок на щеках

Присутствие ямки на подбородке, на щеках (локализация)

Форма ушей

Длина ушей

Глаза. Разрез, величина, астигматизм

Губы. Форма рта, ширина, преимущественное развитие нижней губы, обе губы хорошо выражены.

И т.д. и т.д.

 

      Расхождение сестринских/братьевых ветвей вследствие переселенческих процессов, вызванных войнами, наводнениями, стихийными бедствиями с последующей их изоляцией.

      Цитогенетика

На поздних стадиях онтогенеза порой «всплывают» давно утраченные в процессе естественного отбора признаки.

Уточнение фамильной генеалогии.

 

Заключение

Сохранение уникальных признаков, их закрепление на генетическом уровне посредством рождения здоровых и способных к последующей репродукции детей.

 

Литература

Портретная миниатюра в собрании Русского музея
32 страницы, 17 цветных иллюстраций
Формат - 20 х
21 см; русский и английский языки
ISBN 5-900872-35-1 (Россия), ISBN 3-930775-20-4 (Germany)
Портретная миниатюра в собрании Исторического Музея

Портретная миниатюра в собрании Третьяковской галереи
Kordikova, E.G. (2000): Paedomorphosis in the shell of fossil and living turtles. - N. Jb. Geol. Paläont. Abh., 218, 3: 399-446.

Kordikova, E.G. & Vorobyeva, E.I. (2000): Phenomenon of paedomorphosis in extinct and extant Testudinata: the example of the Trionychidae. - Doklady Rossiyskoy Akademii Nauk, Moscow, 373, 3: 1-4. [In Russian].

Kordikova, E.G. (2002): Heterochrony in the evolution of the shell of Testudinata. Part 1. Nomenclature. Cheloniidae, Dermochelyidae, Trionychoidea (Trionychidae, Cyclanorbidae) and Carettochelyidae. - N. Jb. Geol. Paläont. Abh., 226, 3: 343-417.

Materials used (in process):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Nose - the stable characters' set at the Paltzes (XVI-XVIIcc.), the Krasnodar Art Museum

CC: Die schoene Elena

Motto: Semper immota fides

 

 

1825-1844

незаконорождённая дочь Николая I и Елены Павловны - Шарлотты Вюртембергской (1807-1873) -  жены брата Николая I Павловича - Михаила Павловича, невестки Николая I

 (Госуд.Музей Изобр.Иск-в им.Пушкина, 2004:217)

Alexandra
X 1844
Friedrich Wilhelm
of Hessen-Kassel
1820-1884
son
Willem-Georg?

 

wedding dress, year

I have ideas

 

 

SCHLESWIG-HOLSTEIN-SONDERBURG-GL KINGS

1870-1947

child of
Frederik VIII
1843-1912
Christian X

X 1898

Alexandrine

duchess of Mecklenburg-Schwerin

1879-1952

 

 

References

Вдовин Г.В. (1999): Становление «Я» в русской культуре XVIII века и искусство портрета. – М.: Наш дом.

Голлербах Э. (1923): Портретная живопись в России. XVIII век. – М.; Пг.

Евангулова О.С. Кареев А.А. (1994): Портретная живопись в России второй половины XVIII в. – М.: Изд. Московского ун-та.

Ильина Т.В. (1999): Русское искусство XVIII века. – М.: «Высшая школа».

Лапшина Н.П. (1959): Федор Степанович Рокотов. – М.

Лебедев А. В. (1941): Ф.С. Рокотов (Этюды для монографии). – М.

Маркина Л.А. (1986): Ф.Рокотов. Из собрания ГТГ. М.: Изобразительное искусство.

Романычева И.П. (1990): К биографии Ф.С. Рокотова // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1989 г. – М.

Сучков С.В. (1976): Федор Степанович Рокотов. – Л.

 

Appendix

List of portraits

Comments Комментарии

Alessandro Molinari (1772-1831)

Алессандро Молинари. 1810-е. Портрет Елены Алексеевны Куракиной, в замужестве Зотовой.

 
Алессандро Молинари. 1810-е. Портрет Александры Алексеевны Куракиной, в замужестве Салтыковой.  
Алессандро Молинари. 1820-е. Портрет великой княгини Елены Павловны Русский рисунок, 1-ый том, с.435: "в 1824г. вышедшей замуж за великого князя Михаила Михайловича" - следует читать: "вышедшей замуж за Михаила Павловича" - ЕК

Алессандро Молинари. Портрет князя Бориса Владимировича Голицына (1769-1813)

Русский рисунок, 1-ый том, с.435: "портреты послужили для Л.Н.Толстого прототипом образа князя Андрея Болконского "Война и мир".

Во многих литературных источниках указывается, что именно  Фридрих Тизенгаузен послужил прототипом князя Андрея Болконского.

Вопрос: Является ли Борис Владимирович Голицын и Фридрих Тизенгаузен одним и тем же лицом? - ЕК

 

объёмную научно-популярную книгу 'Chelonian Ancestry' (1 author - Elena G. Kordikova)  

выкинули из списков

 - you look like a bandit Pakistanian

[Helena of the Palts (=Pfalz) am Rhein (1493-1524)]

A little bit more about 'international Humor'

 

11 Millions Euro! Moral Compensation!

 

 

Hosted by uCoz