Музы - Девять муз Дочери Зевса-громовержца и Мнемосины - богини памяти Покровительствуют наукам и искусствам: Евтерпа - лирической поэзии и музыке, Клио - истории, Мельпомена - трагедии, Полигимния - гимнам, Талия - комедии, Терпсихора - танцам, Урания - астрономии, Эрато - любовной поэзии
Муза Полигимния*
|
|
Духовен лик Её и красен, А взор пылающий прекрасен. Она слагает людям гимны, Проводит через души ритмы Победоносных звонких маршей И с ними делает мир краше. Зовёт на подвиги, свершенья, Не зная страха и сомнений.
Она вся в творчестве, дерзаньях, Взгляд волевой направлен к знаньям, Зрит в корень и стреляет метко, Коль ошибается, то редко. В руках она авлосы держит** И гимном полифонным режет По сути музыки и танца, Стихов и песен, и романсов.
Играя на свирелях дивных, Зовётся Музой многих гимнов. А свитки? Свитков я не вижу. Все тексты гимнов в нотах нижних.
*Музы - дочери Зевса и Мнемосины - богини памяти. Муза Полихимния - муза серьёзной гимнической поэзии. **Ср. с музой Эвтерпой.
|
Муза Полигимния (=муза Каллиопа у А.А. Тахо-Годи, 1989), I-II в. н.э. Рим. Музеи Ватикана |
Муза Талия*
|
|
Комедия? Но чья она? Откуда? С Греции видна Или с холмов высоких Рима? И Талия она иль Клио*? Стоит, стройна и величава И маску держит, словно пава. Главу её венок венчает С улыбкой маски день встречает. Спокойный взгляд, миротворённый... Пусть веселится люд, Сплочённый Зрелищами рингов И поединков Меровингов, Спектаклями, где отдыхают, Народы к миру призывая.
А муза Рима - та другая. Сидит на камне, мир пугает Шаманским бубном, маской злобной, Лицом пространным и надгробным. У маски брови сведены, Открытый рот, вокруг усы И борода иоаннитов, Сатирой римскою покрыта, Посередине вырван клок, Серчает, предвещает рок. Пугает? Или забавляет? Глаза? В них молнии сверкают. Глава украшена причёской, Замысловатой, без начёса. На Мельпомену не походит. Серьёзный взор её наводит На сатиричность бытия, Гротеск, в которых жизнь моя.
*МузаТалия (Θáλεία) - покровительница комедии, Муза Клио (Kλεία) - муза эпической поэзии; позднее, покровительница истории. |
А. Муза Талия. Римская мраморная копия с греческого оригинала, III-II в. до н.э. Ленинград. Государственный Эрмитаж; B. Муза Талия (=муза Клио у А.А. Тахо-Годи, 1989), I в. н.э. Ленинград. Государственный Эрмитаж |
Муза Эвтерпа*
|
|
Стоит Эвтерпа молодая, В поэзии живёт, витает И извлекает звуки нежны, Лиричны что и безмятежны. Движенья плавны, грациозны, Они просты, неодиозны, Нисходят фалдами, как рифмы, Заходят ступни в танце нимфы, Брод переходят через речку.
Сам взгляд её направлен в вечность - Туда, где свет и всё лирично, Где просто всё и органично, Туда, где звуки стих ласкают И утоляют все печали. Она живёт, летает в них, И сам собой ложится стих. В руках свирель и стетоскоп, Чтоб души врачевать помог.
*Муза Эвтерпа (Eύτέρπη) - муза лирической поэзии и музыки; изображается с двойной свирелью, авлосом; от бога реки Стримона родила Реса.
|
Муза Эвтерпа. I-II в. н.э. Париж. Лувр (А.А. Тахо-Годи, 1989)
|
Муза Каллиопа*
|
|
Мужеподобный взгляд гласит О силе чувств. Он держит нить В канве истории, событий, Рассказ ведёт о перепитьях, Героике прошедших дней. И с ним уверенней, смелей Идёшь по жизни, прозе дня. В руках перо и стих певца, В сандалиях на босу ногу, Тот, что доступно, без тревоги, Вещает голосом Гомера, С Орфеем повествует мерно Нам о победах, возрожденьи, Склоняя риторов во мненьи О нелогичности страданий, О смерти, жизни, мирозданьи. ...В широкой шее сила страсти, Что зажигает в одночасье И держит чувства в парусах, В мужских и жилистых руках.
Прекрасный голос, поза стильна И мягкий взгляд поёт о Риме. Стоит пред мною примадонна И взором освещает скромным Лирическую песнь и стих, Который в оперу проник. Пред ней стояли театры мира, Рукоплескал Турин, Афины. Ла Скалу, Рим она манила Вслед за собой, в свой мир искусства, Где голос изливала с чувством.
*Муза Каллиопа (Kaλλióπη - прекрасноголосая, от χάλχος - красота, прелесть и οψ - голос) - муза пения и эпической поэзии; в некоторых сказаниях её называют матерью поэта и певца Орфея и Гомера, изображается обычно с навощённой табличкой и стилем в руках. В разные годы? Каллиопа-1, Каллиопа-2?
|
А. Муза Каллиопа-1. Римская мраморная копия с греческого оригинала, III-II в. до н.э. Ленинград. Государственный Эрмитаж; B. Муза Каллиопа-2 (=муза Полигимния у А.А. Тахо-Годи, 1989), I-II в. н.э. Рим. Музеи Ватикана
|
Муза Мельпомена
|
|
|
|
Муза Терпсихора
|
|
|
|
Муза Урания
|
|
Урания же видит смерть. Но корень смерти, тот, что "геть"*, Она из мозга удаляет И вновь с программами стенает О глупости людской, что тленна. Ведь перед музою Вселенна Раскинулась от края к краю, Бездонная она. И вся иная.
В сеанс предсказывать судьбу Она врачует мозг и чувства Себе, другим, таким же русским, Но возвеличенным ослам. Виной всему ж зовёт ислам, Который в тьму прогрессы катит, С пороками пророков пятит И в омут с головой ныряет.
Сильнее их, умней и глубже - В науках мозг Её натружен, Давно анализом живёт, Стихи слагает, песни, гимны, Романы пишет о старинных Гнильцой подёрнутых корнях.
В руке печальный глобус держит, И с циркулем свод неба режет Что стали смертью для кого-то, И в затонувших кораблях.
В Ней узнаю саму себя: О Космосе мечта моя.
*ГетьМанн! - 'Женская Логика' |
Женщина-учёный. Муза Урания. I-II в. н.э. (B.C.?! Rediculous!) Рим. Музеи Ватикана ГетьМанн! - 'Женская Логика' |
Музы Их девять мудрых дочерей, Тех, что смогли сынов верней Мир от жестокости спасти И смерть от жизни отвести.
Эрато - муза средь поэтов, Живёт, любовию согрета, Лирична, с лирой поэтичной. С ней обретаешь снова личность. И воспеваешь вечны чувства, Что движут к свету и искусствам.
Эвтерна с флейтами в руках. В её руках живёт размах Поэзии, романсов, песен. И без неё мир стал бы пресен.
Каллипа - эпоса царица
Мир знает, войны, Света львица.
Наказывать способны музы - Трагедиями дышат друзы. Обидеть кто хоть раз захочет - Того накажут червоточьем, Лишат и дара речи, пенья, Способности играть, горенья.
Но могут музы охранять И от грехов оберегать.
Обитель их - на Геликоне, На недоступном Пантеоне, Где Гея, Хронос, Океан, Ночь, Гелиос и Зеус сам Живут и знаньями ведомы О прошлом, настоящем, новом.
23-25 мая 2007г., г. Алматы Тасия Мейерхольд |