Живёт усадьба, иль селенье Архангельское (в процессе) |
|||||||||
Содержание История усадьбы
Архитектура. Живопись
Дворцы.
Большой Дворец
Залы
Малый Дворец ("Каприз")
Парк
включить ослов
Театр
Декорации
(в процессе) Проходят годы,
поколенья - Живёт усадьба, иль
селенье, Архимадрида
Гавриила - Архангела от
Михаила, Которой Полоцкий
владел - У полозы
был взят удел, - Сам был роднёй он Семиону - Достопочтенному
патрону, Что обучал
царьков, царевен. А с ними Софью
- всех мудрее, Прилежней к
мудростям, наукам, Познать пытаясь не
со скуки, А чтоб понятия
иметь И управлять
страной уметь. Вот век семнадцатый идёт.
Уж строит церковь здесь народ, Архангельскую, Михаила. Одоевский
боярин зримо Свою к ней руку
приложил, А зодчий Павел
воскресил, Возвёл он церквь,
как колокольню, Что в
Александровском надворье, И как в Урюпинском
селе, И в Михаила
слободе - Архангельском
теперь зовут*, Где греков-Ангелов
приют Был византийских,
просвящённых, И в ЛомоНосовых
взращённых. В именьи уж живёт
Голицын - Петровский Дмитрий**.
Без 'кондиций'. Дела идут все
стороной, Сенатор правит
головой И занимается
наукой, Сбирает книги, не
со скуки, Хронографы, сам
переводит И в летописях
правит годы***. Он создаёт
французский парк, Дом строит новый,
чтоб парад Внутри дворца
свого принять. А белокаменную
стать Всю отмечают
колоннады - Те, что
притягивают взгляды Гармонией, летящей
ввысь. Беседки и дворец
"Каприз" Ансамбль единый
составляют. Вокруг скульптуры
освещают С лучом террасы в
летний зной. Вид сей на
редкость неземной. Лишь точность
линий возвращала И геометрией
пленяла К привычному, а
вид полей, Тянул к
прекрасному
скорей И к павильонам
белоснежным. Средь них стояли
безмятежно Храм-усыпальница
князей, Театр и домик для
гостей. Спокойный облик,
строгость форм Ведут в
классический наш дом Средь
превосходства окруженья Природы. К зелени
стремленьем Направлено
искусство форм. Таких не сыщешь
мастеров:. Бетон, стекло
сегодня в моде, Чтоб заявить, что
не природе Главенствовать над
человеком, А злу, насилию над
веком. Нашли приют в нём
Полоцкие, Голицыны, не все,
мирские, И родственные им
все души. Останки их не
просят кушать И уж давно они не
слышат, Чем разум их
потомков дышит. Театр?
Здесь он - мечта
поэтов. Духовностью
мирской пленяет И чувства, разум
развивает, Пуская в свой
закрытый мир От пошлых, злых и
глупых рыл. Построен он назло
Европе - Гонзага был ужасно
в моде, Не зная устали и
сил Трудился, чтобы
театр был, А с ним актёры и
актрисы, И каталонские
певицы К кому мог Пушкин
приезжать, Кто мог его всегда
понять? Татьяна, скромная
Татьяна? Чей прототип
вельможной дамы? Пиковой?
Может, Дамы треф - С Голицыной-княгини
неф - Фантазии его
враньё? Снимал отец его
жильё В Москве - подарке
от Петра. Был князь арапова
родня. Кто строил театр?
Гонзага Пьер****. Он всем показывал
пример, Как надо зданья
украшать - Чтоб в
Ренессансе создавать На стенах росписи,
картины. И декорацией
невинной Мог мастер
поразить любого: Вот
занавес-творенье споро Хранит и красит
сцену театра. Как там бывать,
должно, приятно Бывало в прошлые
года. А что сейчас? Где
мастера? Неужто всё пришло
в упадок? Ведь здесь
расписывали с младу Фарфор, фаянс все
живописцы, И на продажу, так,
чтоб кистью Суметь любого
поразить. Коллекции! Как их
забыть?! Картины, живопись,
фарфор, Керамику ведь до
сих пор В коллекциях всю
выставляют. Она, тяжёлая,
порхает От гениальных
мастеров. Где все они?
Теснит кто ров,
Гневит красавицу-природу?!
Она серчает. Год от года.
И норовит всё отомстить.
Когда накопит в гневе сил
И отрицательных зарядов,
Тогда дождь хлещет колоннады,
По баллюстрадам градом бьёт,
Ревёт то, плачет иль поёт -
Всё разряжается нам в суть,
Чтоб мудрости могли глотнуть. |
Луиза Элизабет Виже-Лебрен (1755-1842). Портрет Анжелики Каталани
Franz Xaver Winterhalter. Bildnis der Prinzessin T. A. Jussupov (1858) Татьяна Александровна, урожд. Энгельгардт, по первому мужу Рибопьер ("Лиза?", Замок "Каприз")
Alexandrine, duchess of Mecklenburg-Schwerin (1879-1952)
To: Princess Elisabeth of Bavaria - daughter of Maximilian I
Josef (=Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов)
Елизавета Михайловна Тизенгаузен
.
|
||||||||
* Белокаменная Михаило-Архангельская церковь была построена в 1667г. зодчим Павлом Потехиным на средства боярина Н.Одоевского (по другим сведениям в 1646г.). Церкви по аналогичным проектам возведены также в соседнем селении Никольском-Урюпине и в г. Архангельске, где была построена деревянная крепость близ Михайло-Архангелъского монастыря, основанного новгородцами - византийскими греками, откочевавшими на север после разорения Византии турками, в XII в. - отсюда особый статус Новгорода, в котором жили потомки византийских имеператоров, в т.ч. из византийской императорской династии Ангелов (исторические материалы, лики на фресках, иконах и т.д. [EGK]). Архангельский собор (Собор Архистратига Михаила) в Московском Кремле, один из главных храмов русского православного царства, усыпальница русских великих князей, начиная с Ивана Калиты (в соборе 54 погребения русских великих князей и царей, в том числе Дмитрия Донского, Ивана III, Ивана IV Грозного, Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых), построившего эту белокаменную Архангельскую церковь в 1333г. Дошедшее до настоящих дней здание собора построено в 1505-08гг. Алевизом Новым (храм пятикупольный шестистолпный, с узким, отделенным от него капитальной стеной, помещением в западной части; резной деревянный позолоченный иконостас XVII-XIX вв. (высота 3 м) с иконами XV-XVII вв., росписи - 1652-66гг. Церковь во имя Архангела Михаила построена в 1560 г. во Владимирская епархии, в Юрьеве-Польском, на месте древнего монастырского храма. В нем под спудом почивали мощи местночтимого кн. Димитрия Святославича (ск. 1269).В 1570гг. в г. Александрове (=Александровской слободе) была построена колокольня с многочисленными арочными (полукруглыми), вставочными (матрёшечными) нервюрами. ** Дмитрий Михайлович Голицын (3(16).07.1665 -14 (27).04.1737), князь, старший сын боярина Князя Михаила Андреевича Голицына (1640–1687) от брака с Прасковьей Кафтырьевой (1645–1715); Андреевский кавалер. По его предложению на Всероссийский престол была приглашена Августейшая племянница Государя Петра I Алексеевича Вдовствующая герцогиня Курляндт и Великая Княгиня Анна Иоанновна (1693–1740), четвертая Августейшая дочь Царя Иоанна V Алексеевича (1666-1696) по причине её вдовства и смирения, тогда как законной наследницей престола в женском колене Дома Романовых, была третья державная дочь Царя Иоанна V - старшая августейшая сестра Великой Княгини Анны герцогиня Мекленбург-Шверин - Екатерина Иоанновна (1691-1733). Участвовал в составлении «кондиций», ограничивавших ничем до толе не ограниченную власть Монарха в России. Однако Государыня проявила свою волю и решимость властвовать неограниченно, за что Д.М. Голицын и был удалён в своё подмосковное имение, не смотря на то, что после публичного разрывания Государыней «кондиций» и роспуска вслед за тем Верховного тайного совета Князь сохранил до времени звание сенатора. В 1736 году тяжело больной Князь Д.М. Голицын привлечен был к суду, якобы за незаконные действия по делу зятя его Князя К. Д. Кантемира молдаванского, скончавшегося в 1747г. По этому делу Князь вторично лишен был чинов и знаков отличия, в том числе Императорского ордена Святого Апостола Андрея Первозванного, и приговорен к смертной казни, которая по указанию Императрицы Анны I Иоанновны была заменена заключением Князя в Шлиссельбургскую крепость с конфискацией, однако, всех его имений. Скончался Князь Дмитрий Михайлович 14 (27) апреля 1737 года на 72-м году жизни в заточении; прах покоится у крепостной стены крепости.
Архангельское имение в 1703-1810 принадлежало кнн. Голицыным, а в
1810-1917гг. - их дальним родственникам по женской линии - кнн. Юсуповым.
Родителями князя Николая Борисовича Юсупова были князь Борис Григорьевич
Юсупов и Ирина Михайловна [Зиновьева], а сам он был женат на
Энгельгардт Татьяне
Васильевне - родной племяннице князя Потёмкина-Таврического
- сестре Александры Васильевны Энгельгардт (Белая
Церковь-Александрия), их сын Борис
Николаевич Юсупов - на Шереметьевой, а уже у Николая Борисовича
Юсупова-младшего родилась
красавица-княжна Зинаида Николаевна Юсупова, вышедшая замуж за
графа Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстона
(двойное, тройное родство?) - потомка
Александра ф.Гумбольдта. Их сын князь Феликс
Феликсович Юсупов, граф Сумароков-Эльстон (организатор покушения на
Распутина в декабре 1916г.) был женат на Ирине Шереметьевой,
племяннице Николая II, а у дочери их сына, Николая
Феликсовича, - Ксении Николаевны, в замужестве Сфири, - родилась дочь
Татьяна и т.д. Сам князь Юсупов Николай Борисович-старший (1751-1831),
который приобрёл имение, в Архангельском похоронен не был (по завещанию его
могила находится рядом с могилой его матери у церкви Спаса Нерукотворного в
подмосковном имении Спас-Котово (ныне г. Долгопрудный) на р.Клязьме, близ
ж.д.ст. Водники Савёловской ж.д.; там же похоронена балерина-сожительница
князя - Е.П. Колосова). СС: Рукопись "Слово о полку Игореве". 'Находка' Мусина-Пушкина. СС: Библиотека князя Голицына в г. Санкт-Петербурге. **** Пьедро ди Готтхард (Gotthardt -?Engelhardt) Гонзага (1751-1831) - выдающийся итальянский художник, талантливый декоратор, архитектор. Родословная династии Мантуанских (Италия) герцогов Гонзага: Франческо (1388-1407) - ДжанФранческо I (1394-1444) - Лодовико (1412-1478), женат на Барбаре Бранденбургской - Федерико I (1439-1484) [и Франческо, кардинал] - ДжанФранческо (1466-1519), женат на Изабелле д'Эсте - Федерико (1500-1540). *****А.С. Пушкин посетил Архангельское в апреле 1827г. и в августе 1830г.; памятник А.С. Пушкину воздвигнут в 1899г.
7 марта 2008г., г. Алматы Тасия Мейерхольд
Дворец де Герном* был построен. Картины Лоррена, Ван Дейка, Фальконе ,
Все галереи украшали.
Был архитектор из Турина - Евгений Тюрин, гений, мирно Сам проектировал усадьбу, Дворцы надстраивал, мансарды, Руины сводов галерей, Чтоб удивить смогли гостей Изысканностью стилей, вкусов, Разнообразием искусств всех.
Проходят годы, поколенья, Но не сереют впечатленья. Великолепие двора Глаз поражает, мастера Шедевры, росписи, полотна Усадьбы
К Зверинцу: Зверинец в роще был устроен: Верблюды, ламы, козлодои С Тибета. Как же без овцы, Что с Магометовой горы И Магометового леса, Того, что над рекой, в полесье? Стоит и "Мекка", павильон. Турецкий**, в парке поливном.
И островок среди пруда. Водилась рыба здесь тогда И подымалась по звонку. Здесь лебедь плавала в пруду, А с нею гуси, утки-кряквы И мандаринки цветом ярким.
В овраге - витый тёмный хмель Солому прикрывал и дверь, Точнее, вход в беседку тайный. А у пруда уже китайный Стоял открытый павильон С высокой башней и зонтом. Усадьба Воронки была Внутри вельможного двора, Архангельского, с рощей дивной И Аполлоном-августином.
Круги по центру расходились, Восмью лучами, и искрились Аллеи. А куда вели? К Дворцу, отцовскому "Каприз". Татьяна здесь жила с челядью. Ну а Юсупов жил, как бляди, Живут за счёт всех капиталов, Потёмкинских**, и правил балом.
Был крепостными окружён И честью не был утруждён. Мораль Юсуповых спала, А с нею в фаворе спала Актриса, после балерина... Отказ лишь встретил из Турина - От дочери того отца, Дворцы что строил от крыльца, А с ними театры и беседки, Расписывая стены меткой, Привыкшей созидать рукой. К морали зрим был он земной.
Колонны розовые, мрамор. Беседка с утончённым станом Стоит, фонтан среди беседки той
Один лишь у меня вопрос: Что ж к Греции Юсуп** прирос? И к Риму? Всмотримся в скульптуры И в ордера. Чей пыл в фактуре Несла вся эта роскошь? Екатерины век вельможный.
К Театру: На занавесе, в перспективе, Изображён храм и картины Со статуями в глубине. Хорош был к осени, весне. Двенадцать смен и декораций! Искусство не для папараций.
Уходят в бесконечность храмы, А с ними стены, окна, рамы. Лишь яркость бликов с тьмой теней Соседствуют в закате дней Одной семьи, второй иль третьей Князей Юсуповых, в столетьи И в девятнадцатом, двадцатом. Когда стремительно раскаты Знаменовали смены вех И революции разбег.
* Проект 1780-х, арх. де Герн (=Gern) **Турецкая "Мекка", турецкие корни Юсуповых. *** Татьяна Васильевна Энгельгардт доводилась, с одной стороны, племянницей князю Григорию Потёмкину Таврическому по его сестре Елене и, с другой стороны, приходилась родной тётей его незаконнорожденной дочери (не удочерил - умер в 1792г.) Елизавете Ксаверьевне Энгельгардт, по матери Александре Васильевне (удочерённой впоследствии Браницким), в замужестве Воронцовой.
Двухэтажный дворец (проект 1780-х, арх. де Герн) с богатой коллекцией произведений искусства, в т.ч. живописи (картины А. Ван Дейка, К. Лоррена и др.), скульптуры (антики, работы Э.М. Фальконе, И.П. Витали и др.), графики, керамики. Библиотека Архангельского в XIXв. уже насчитывала около 16 тыс. томов. Регулярный парк Архангельского (XVIII в.) — один из лучших образцов «зеленой архитектуры» в России. Он имеет геометрическую планировку партера, соединен с дворцом террасами (арх. Дж. Тромбаро), украшен многочисленными (ок. 200) бюстами и статуями, выполненными в XVIII — н. XIX в. Сохранились парковые сооружения: Малый дворец «Каприз» (1819), «Чайный домик» (1829), храм-памятник Екатерине II (1819), памятник А.С. Пушкину (1899), который посещал Архангельское в 1827 и 1830, деревянный театр с декорациями П. Гонзаго и др. На территории Архангельского — храм-усыпальница Юсуповых (т.н. колоннада) (1910-14), а также церковь Михаила Архангела (1646) с въездными «Святыми воротами» (1825-26). Усадьбу с регулярным парком окружает пейзажный парк. Князь Н.Б. Юсупов-старший покровительствовал актрисам, балеринам, певицам, сожительствуя с ними. Среди них крепостная певица Анна Борунова, балерина Софья Малинкина, Екатерина Колосова (от Е.П. Колосовой родились два внебрачных сына - Сергей и Пётр Николаевичи) и т.д.
|
|||||||||
8 Princess
Elisabeth of Bavaria - daughter of Maximilian I Josef (=Михаил
Илларионович Голенищев-Кутузов)
Елизавета Михайловна Тизенгаузен |